Что должен уметь будущий дошкольник
Игнатова Светлана Петровна, воспитатель
Поступление ребенка в школу – это как бы экзамен, в результате которого особенно отчетливо выступают успехи или промахи воспитания в дошкольном возрасте. В самом деле, если дошкольник не умеет самостоятельно одеваться – это не так уж отражает его жизнь. Но когда, например, первоклассник выходит из кабинета врача в незашнурованных батниках или в рубашке наизнанку, он становиться предметом обсуждения, насмешку товарищам. Когда не сформированы необходимые привычки, это не значит, что их место остается пустым, вместо них складывается противоположное. Если ребенок не привык одеваться сам, значит, у него сложилась привычка, чтобы его одеваливзрослые. Если он не привык доводить дело до конца, значит, не закончив его, бросает и берется за другое… И вот вхождение в новую деятельность – в учение, требующее овладевание специфическими, учебными навыками и привычками, осложняется необходимостью «неродиивания». Ошибочно широко распространенное представление о том, что подготовить ребенка к школе – это значит научить его читать и писать. В некоторых семьях все усилия направляются именно на это. Безусловно, эти навыки прививать детям сейчас тоже необходимо. Однако необходимо прививать навыки более общего характера, без которых невозможно успешное овладение ни математикой, ни грамотным письмом. Это во – первых: навык чтения предложения на слова, слова – на слоги, выделение звуков в слове. Обучению этим навыкам может быть придана форма увлекательной игры. Возвращаясь в детсад, например, можно предложить ему посчитать, сколько слов, например, в каком предложение: «Воробей клюет зерно», или «Деревья покрылись инеем». Полезнее предложить ему составить самому предложение из 3 – 4, а потом и большего количества слов. Подобным же образом можно учить детей и делению слова на слоги. Особенно увлекают детей данного возраста игры на придумывание слов, начинающихся с заданного звука. Эта игра может носить характер соревнования взрослого с ребенком, кто больше придумает таких слов. Можно ставить задачу придумать слова, которые оканчиваются на данный звук или имеют его в середине.
Обучение чтению допустимо только в том случае, если вы знакомы с его методами. Во - вторых: будущему ученику необходимы и такие навыки, как: выразительно декламировать стихи, связно рассказывать о виденном, составлять небольшой рассказ по картине, пересказывать сказку. Рассказывая о картине, пусть ребенок немножко нафантазирует. Скажем, на картине изображена кормушка для птиц. Ребенок может рассказать, как изготовить кормушку, как прилетели птицы и т. д.
В третьих: дети обычно проявляют большой интерес к счету главным образом к порядковому. Этот интерес, безусловно, нужно удовлетворить. Но основное внимание полезно уделять не тому, чтобы научить Алешу или Лену считать до 100, а закреплять навыки счета 1 – ого десятка: насчитывать 10 предметов из большего числа, считать до 10 и обратно, считать группами по 2, по 3 предмета, составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание, делить предметы на части.
В четвертых: с большим удовольствием наши дети овладевают навыками рисования, лепки, аппликации, конструирования. Эти виды деятельности способствуют развитию мышления, памяти, восприятия изображения – словом повышают общий уровень умственного развития, а также готовят ребенка к овладению навыкам письма. Очень полезно раскрашивание картинок в книжках раскрасках. Эти занятия важны для подготовки руки к овладению навыкам письма.
Овладение всеми навыками будет обесцено, если у детей не будет сформирована привычка сосредоточенно заниматься делом, не отвлекаться. Рассеянность – главный бич дошкольника. Из – за рассеянности возникает перегрузка домашними занятиями (ошибаются, переделывают, перерисовывают), горькие разочарования, поэтому (если ваш ребенок занят каким – то делом и вы видите, что он устал), надо приучить детей удерживать внимание до конца. Если ваш ребенок занят каким – то делом и вы видите, что у него пропал интерес или он устал, лучше сделать перерыв, чтобы затем довести дело до завершения, иначе он начнет отвлекаться, и тому подобное. Надо воспитать у ребенка правило тщательно выполнять поручения, предлагать исправить ошибку, переделать то, что недостаточно качественно сделано. Если, например, он складывает после мытья столовые приборы в ящик с отделениями, пусть разложит их правильно: разбросал игрушки – потребовать, чтобы собрал их и расставить на место. Привычка к организованности, к порядку, к сдержанности – лучшая профилактика рассеянности.
Для умственного развития большое значение имеет воспитание стремления к пониманию, осмысления материала. Особая роль в этом принадлежит художественной литературе. Она помогает воспитать у ребенка привычку осмыслению воспринимать содержание. Читая ребенку книгу, полезно задавать вопросы, которые помогут не только выяснить, запомнил ли он содержание, но и будет способствовать более глубокому осмыслению им прочитанного. Ни один вопрос ребенка нельзя оставить без ответа, как бы вы небыли заняты. Необходимо поощрять и культивировать привычку доискиваться смысла в виденном и услышанном.