Правила дружелюбной дороги
Колесова О.Ю., старший воспитатель II корпуса
Дорога – это понятие входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Вот ваш малыш неуверенно топает по дорожке, вот он уже садится за руль своего первого велосипеда. Он становится то пешеходом, то пассажиром, то «водителем». И время от времени оказывается в ситуациях, опасных для его жизни и здоровья.
Чтобы дорога была дружелюбной к вашим детям, с ранних лет изучайте с ним азбуку дорожной безопасности. Основные правила и понятия ребенок усвоит быстро и прочно, если его знакомят с азбукой дорожного движения систематически, а не от случая к случаю; ненавязчиво, в различных ситуациях – не только в беседах, но и «дорожных играх, сказках, а самое главное – обучайте ребенка навыкам безопасного поведения на дороге и в транспорте всегда, как только для этого предоставляется малейшая возможность, и, в первую очередь, - своим личным примером. Неустанно воспитывайте потребность быть внимательным и дисциплинированным. Ребенок должен получать четкие представления о том, что «Правила дорожного движения» направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому каждый человек обязан их выполнять независимо от возраста и здоровья. Необходимо выработать у ребенка положительное отношение к правилу как важному социальному закону.
Нужно помнить, что на поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, например, физиологические. Поле зрения у ребенка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребенка намного меньше. Внимание еще плохо распределяется – дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, но ребенок видит то, что находится напротив. Машины, слева и справа остаются незамеченными. Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источник звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны.
Поведение ребенка не в последнюю очередь зависит от его природных данных. Многие психофизиологические особенности детей делают их поведение непредсказуемым. Так, например, неподвижно стоящий ребенок может неожиданно рвануться вперед или изменить направление своего движения на 180 градусов. Реакция у ребенка более замедленная по сравнению с взрослым. Ему нужно значительно больше времени, чтобы отреагировать на опасность. У взрослого пешехода на то, чтобы обдумать и принять решение уходит 0,8 -1 с. Ребенку требуется для этого 3-4 с.
Надежная ориентация налево – направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
Наряду с физиологическими факторами существуют и психологические. Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям для других участников движения и для него лично может привести его поступок. Собственная безопасность в условиях движения или на пешеходном переходе, зачастую им недооценивается.
У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспорта, он убежден что машина может остановиться мгновенно.
Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает в данный момент. Например, подобрать мяч, укатившийся на дорогу, для ребенка гораздо важнее, чем угроза приближающейся машины.
Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практически ежедневно ставят эксперимент на себе. Многие склонны рассматривать ДТП как некую случайность. Попадание в ДТП следует рассматривать как следствие совершения конкретных ошибок, недостаток опыта, неумение принимать правильные решения. В конечном счете, причина ДТП – непризнание Правил дорожного движения и отсутствие необходимых навыков поведения на дороге.
Памятка для родителей.
Как можно раньше и надежнее ребенок должен усвоить:
- обязанности участников дорожного движения;
- обязанности пешеходов;
- правила дорожного движения и поведения на дороге, тротуаре;
- основные термины и понятия (дорога, дорожное движение, пешеходный переход, проезжая часть и др.);
- сигналы светофора и регулировщика;
- сигналы светофора;
- правила поведения на транспорте.
Это интересно!
В Древнем Риме, еще во времена императора Августа, появились знаки, которые либо требовали – «Уступи дорогу», либо предупреждали – «Это опасное место».
Первая пешеходная « зебра» появилась в 1926 году в Англии.
Прадедушка современного светофора был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Светофор был механическим. В 1912 году детектив городской полиции Сот –Лейк –Сити Лестер Вайр изобрел первый электрический светофор. В России первый светофор был установлен в 1924 году.
Первый тротуар появился во Франции в Париже.