Развитие речи младших дошкольников
Овладение речью детьми имеет огромное значение для общения с окружающими. Речь постепенно становится важным средством передачи опыта от взрослого ребенку. Малыша в младшем дошкольном возрасте очень волнует окружающий его мир, и он часто задает вопросы: «Что это?», «Почему?», «Зачем?». Они направленны на уточнение смысла знакомых слов и появлению новых. Не оставляйте без внимания интерес ребёнка к окружающему. Помогите ему найти ответ на свой вопрос. На расширение словарного запаса, уточнение значений слов очень влияет совместная деятельность взрослого и ребёнка в реальности, а затем и игры. Необходимо сопровождать любую совместную деятельность речью, называть предметы, их назначение, качества. Это будет способствовать появлению новых слов.
- Зарядка для губ и языка - укрепление мышц артикуляционного аппарата. Она сделает их гибкими и подвижными. Это подготавливает основу для произношения всех звуков речи.
- Упражнения на развитие дыхания – обеспечение четкого произношения звуков. Научите ребенка набирать через нос воздух, а выдыхать плавно и длительно через рот, плечи при этом не поднимать, щеки не раздувать.
- Упражнения на развитие слухового внимания - выработка самоконтроля за произношением звуков. Для того чтобы произнести слово правильно, его надо расслышать. Начинайте разучивать эти упражнения с более простых заданий на распознавания окружающих звуков. Игры с малышом вовсе не обязательно проводить за столом, необходимо превратить урок в игру.
Играть можно где угодно, даже на кухне. Здесь очень много интересных предметов, с помощью которых малыша можно учить! Интересно рассмотреть предметы посуды. Попросить ребёнка назвать их, показать части. Объясните малышу назначение посуды. Пусть вместе с вами покажет как пользоваться кухонной утварью, столовыми приборами. Дайте ребенку возможность наиграться (покидать, постучать) с разными предметами. Вместе с сыном или дочкой сварите кашу, испеките печенье. Проговаривайте все действия (наливаем, насыпаем, перемешиваем), называйте предметы, их части (кастрюля — стенки, дно, крышка, ручки), качества (глубокая, тяжелая). В следующий раз попросите ребёнка проговарить их. Для развития мышц губ, щек и языка можно слизывать языком кусочки печенья с уголков рта, облизывать мороженое, леденец, Чупа Чупс, слизывать сметану, сгущенку с блюдца, пить кисель, йогурт из трубочки приговаривать «Как вкусно!». Для развития дыхания можно предложить сдуть муку с рук, подуть на горячий чай, суп. Попросите определить, какое блюдо готовит мама (бабушка), узнать «Что у нас на обед?» по запаху (втягивать носом ароматы кухни). Для развития слухового внимания можно попросить ребенка прислушаться к звукам на кухне (как кипит вода в кастрюле; стуку деревянных, стеклянных предметов), что делает мама на кухне (моет посуду).
В ванной во время купания можно уточнить названия частей тела ребенка. Рассмотреть предметы, находящиеся в ванной. Назвать их, показать части. Во время игры по очереди с малышом объясните назначение этих предметов. Для развития мышц губ, щек и языка предложите ребенку перед зеркалом показать разные настроения (веселое, грустное). Во время чистки зубов сначала имитируем-чистим нижние и верхние зубы язычком. Проводим языком по зубам слева — направо и сверху – вниз.
Упражнения на развитие дыхания: подуть на пену, на гелиевые (глицерин) пятна, на кораблики (плавающие предметы) в тазу. Для развития слухового внимания предложить прислушиваться и определить разницу между шумом воды из крана и душа.
В комнате можно дать ребёнку возможность наиграться с игрушками, предметами быта (потрогать, покидать, покатать). А после игры, предложить ребенку разложить игрушки на «твердые и мягкие», «деревянные и пластмассовые». В другой раз называйте действия (катать) и качества предмета (легкий). Для развитие мышц губ, щек и языка можно вместе с ребёнком послушать как тикают часы дома, и предложить ребенку поиграть с язычком — попеременно касаемся языком уголков губ (вправо-влево) «Весёлые часики», «Веселые шарики» — надуть щеки и указательными пальцами или ладонями нажать на них. Для развития дыхания - подуть на свечу так, чтобы не затушить ее пламя (положить пламя свечи), задуть пламя свечи, вспоминая день рождения. Поиграть на дудочке (свистульке), выдувать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики. Развивая слуховое внимание прислушиваться и отгадать (по шуму, голосу), кто пришел домой. Определить по стуку (звону, шелесту) разные предметы: ключи, шелест бумаги. Сделать с ребенком «Домашний оркестр» из самодельных музыкальных инструментов (из картонных коробок, тканевых мешочков) и поиграть на них под музыку, стараясь попадать в ритм.
Конечно, всем родителям хочется, чтобы ребенок как можно быстрее заговорил чисто, но необходимо набраться терпения, уделить внимание основным ступеням речевого развития. Используя для развития речи каждую минуту для интересных и нужных игр с ребёнком.
Воспитатель Крикунова О.Л.