Особенности детско-родительских отношений
Традиционно семья считается самым важным институтом социализации и воспитания. Семья — это особый вид коллектива, который играет долгосрочную и важную роль в воспитании. В современном мире жизнь молодых семей устроена так, что порой не хватает времени, на то чтобы сказать добрые слова своему близкому, обратить внимание на его проблемы, дать ему возможность понять и почувствовать, что он не одинок. В погоне за «хорошей жизнью» и зарабатыванием денег, мы стали забывать о человеческих отношениях. Мир взрослых очень жесток, но ни один взрослый никогда не забудет горькие слёзы детства. Воспитанию ребёнка нужно уделять большее внимание, чем нам кажется. Дети растут незаметно, годы летят, а упущенное время уже не вернешь никогда. Основная проблема в том, что родители не осознают этого, им кажется, что ребёнок подождёт и на него найдётся время «потом»… он всё ждёт… ждёт а «потом» может не наступить никогда. Пока дети маленькие, они нуждаются в нас, но когда дети вырастают, в них начинаем нуждаться мы – это жизнь и от неё не убежишь.
Исследователи давно определили, что каков воспитательный потенциал семьи, такова личность самого ребёнка. Педагогами и психологами были выделены различные неблагоприятные факторы воспитания и внутрисемейной атмосферы (авторитарность, опека, отвержение, агрессивность родителей), влияющие на личность ребёнка, его эмоциональное благополучие.
«Родитель – диктатор»
Чрезмерная строгость, требовательность, жесткость, физическое и психологическое насилие, контроль всех действий ребенка – все это признаки авторитарного воспитания в семье. Подобное поведение родителей формирует у ребенка постоянное чувство страха, недоверия к людям и неуверенности. Ребенок постоянно ждет наказания, пребывает в ощущении постоянного дискомфорта. Ребенок чувствует, что не может распоряжаться ни в какой мере собственной жизнью, любое свое действие ребенок соотносит с тем, как оценят это родители.
«Родитель – фанат»
Одна из часто встречающихся ошибок родителей в воспитании детей – проявление чрезмерной заботы, желание окружить ребенка постоянным вниманием, стремление следить за каждым шагом ребенка. Родители пытаются оградить своего ребенка от любых сложностей и трудностей жизни, потакая любым их прихотям. Ребенок становится «кумиром семьи». «Мой ребенок – смысл всей моей жизни! Все ради него!» - часто говорят родители, оправдывая свою позицию. Однако такое поведение ведет к тому, что подросток ограничивается в возможности сформировать свой собственный взгляд на жизнь, самостоятельно принимать решения. Он становится слишком зависим от родителей, формируется инфантильность.
Помимо этого, сформированное у ребенка в семье представление о себе как о «кумире» не находит подтверждения у сверстников, в новой среде общения ребенка. Ребенок переживает негативные эмоции, начинает искать новые формы поведения. Очень часто такие дети начинают вести себя агрессивно, пытаясь избавиться от чрезмерной опеки родителей.
«Родитель – скептик!»
«Да что ты можешь знать? Вот вырастишь, тогда и поговорим!», «Твое мнение? Ты не имеешь права еще на свое мнение!», «Ты еще не понимаешь многих вещей. Не говори о том, чего не знаешь!». Наверняка, все когда-нибудь слышали (а может и сами говорили) подобные фразы. Многие родители подобным образом ведут диалог со своими детьми. Такая позиция взрослого предполагает, что ребенок не может иметь своего мнения, в силу неопытности, отсутствия знаний. Такой безапелляционный подход родителей не дает возможности ребенку учиться формировать собственное мнение и высказывать его. Обесценивая попытки ребенка отстоять свою точку зрения, мы рискуем способствовать развитию у него таких качеств, как неуверенность в себе, замкнутость, отсутствие собственной позиции.
«Родитель – пессимист»
В такой семье часто звучит фраза: «По -моему, у тебя это никогда не получится»; «Вот посмотри на других детей: все люди как люди, а у тебя все наперекосяк!». Ребенка в этой семье воспитывают, постоянно сравнивая с другими детьми. Родители приводят в пример успехи сверстников или свои собственные, подчеркивая несостоятельность своего ребенка. Родители пытаются ориентировать ребенка на успехи других детей, не замечая его собственных достоинств, они не воспринимают своего ребенка таким, какой он есть. Такой ребенок постоянно чувствует свою неполноценность в сравнении с другими, становится неуверенным в себе, постоянно ожидая неудачи. «Пессимистическая» позиция родителей не дает ребенку «раскрыть» свои собственные возможности, увидеть свои таланты. В итоге вырастает человек неуверенный, пассивный, замкнутый.
«Непоследовательный родитель»
Ребенок с малых лет узнает, что значит слово «нельзя» и что значит слово «можно». С самого рождения мы воспитываем у ребенка систему ценностей, нравственных установок, он учится ориентироваться в системе дозволенности и запретов. Однако непоследовательность в наказаниях и поощрениях со стороны родителей не позволяет ребенку до конца усвоить и, главное, ПОНЯТЬ эту систему. Сегодня мы категорически запрещаем ребенку «сидеть в интернете» больше трех часов, а завтра, не желая, чтоб он нас отвлекал от очень важных дел, разрешаем ему оставаться за компьютером весь вечер. Именно так у ребенка складывается впечатление, что, собственно, и не существует никакого веского основания отказываться от любимого занятия, что это всего лишь прихоть родителей. Ребенок не может понять, почему сегодня ему можно то, чего нельзя было вчера или за что его отругают завтра.
Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. В процессе семейного общения передаётся жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.
Воспитатель Королёва Светлана Леонидовна