Значение сюжетной игры в жизни ребенка
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. Всем известно, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра.
Игра – обеспечивает ребенку ощущение свободы, действий, отношений, позволяет наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Благодаря играм, дети знакомятся с какими - либо сторонами жизни взрослых. Игра детей моделирует ситуации. Игра в дошкольном возрасте пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. Из всех видов детской игры наиболее значимой для развития дошкольника является сюжетно-ролевая, как особая форма удовлетворения его потребности занять определённое место в окружающем мире. Сюжетно-ролевая игра - воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними.
Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры является роль, сюжет, содержание, правила, игровые действия, ролевые и реальные отношения, игровые предметы и предметы-заменители. Центральным компонентом игры является роль - способ поведения людей в различных ситуациях, которые соответствуют принятым в обществе нормам.
Введение ребенка в эту действительность должно происходить так, чтобы в ее центре стал человек, его деятельность, а в результате этого ознакомления возникало положительное эмоциональное отношение к деятельности. Большое значение для развития игровой деятельности имеют предметы-атрибуты, которые помогают взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию.
В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии.
Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
- развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные.
- преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя, учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознанию и самооценки у дошкольника.
- развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону.
- развиваются умственные действия: формируется план представлений развиваются способности и творческие возможности ребенка.
Старший воспитатель О.Ю.Колесова