Детский сад 82 г.Томск - Мотивационная готовность ребёнка к школе

Мотивационная готовность ребёнка к школе

Категория: Консультации для родителей Создано: 19.10.2021

Занимается, потому что за это хвалит взрослый. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А

 

Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличается друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие школьные принадлежности, потому что там не надо спать. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все: и классы, и учительница, и систематические занятия — являются новыми. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статутное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что родители могут отказать в покупке куклы или машинки, но не могут не купить ручку или тетрадки, так как покупка игрушки диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а портфеля или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Пусть он ещё полностью не осознаёт, что, для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником и составляет «внутреннюю позицию» ребёнка.

Внутренняя мотивация – это когда ребёнок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

Для детей не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу:

для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление занять место отличника в классе, для другого – получение отличной оценки и одобрения взрослого, для третьего – интерес к новым знаниям, четвёртый воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу потому, что «мама так сказала».

В структуре мотивов:

  1. Социальный

«Я хочу в школу потому, что все дети должны учиться: это нужно и важно»

  1. Учебно-познавательный

Желание научиться чему-то новому; интерес к новым знаниям.

«В школе я узнаю много нового»

«Я хочу в школу потому, что там буду получать только «5»

  1. Позиционный

«Я хочу в школу потому, что там большие дети. Мне купят тетради, портфель»

  1. Внешний

«Пойду в школу потому, что так мама сказала»

  1. Игровой

Хорошо занимается лишь тогда, когда обучающий процесс построен в виде игры.

«Хочу в школу потому, что там можно играть с друзьями»

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  1. Поддерживать интерес ребёнка ко всему новому, давать новые сведения о знакомых предметах.
  2. Знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
  3. Использовать загадки на школьную тему.
  4. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Что лишнее?»

Для решения этих задач используют различные формы и методы работы:

- чтение рассказов о школе,

- разучивание стихов школьной тематики,

- рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,

- рисование школы,

- сюжетно-ролевая игра «Школа»,

- знакомство с букварем,

- прогулка к зданию школы,

- экскурсия в школьную библиотеку,

- досуг совместно с первоклассниками.

Таким образом, основная задача взрослых – показать ребёнку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе. Но не совершать ошибок в формировании положительного отношения подготовки к школе:

  • Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребёнок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
  • Родитель полагает, что ребёнок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Очень важно развивать у ребёнка умение преодолевать себя: приучать его делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача ещё дошкольного возраста.
  • Ребёнка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребёнка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребёнка ставить точки в клеточки. В норме ребёнок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука ещё не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребёнка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребёнка к школе ведёт, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребёнок быстро устаёт и не справляется), а это вероятность того, что ребёнок начинает тихо ненавидеть школу.
  • Отсутствие чёткой организации жизни ребёнка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учёбу.
  • Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
  • Завышенные требования без учёта объективных возможностей ребёнка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития).
  • Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребёнку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
  • «Убивание» мотивации к обучению путём высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребёнка в ситуацию неуспеха, неудачи. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Мотивировать – это означает затронуть важные интересы, создать ребёнку условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.

             Воспитатель Королева Светлана Леонидовна

Яндекс.Метрика