«Готовность ребенка к школе»
План:
1) Познакомить с понятием «готовность ребенка к школе»
2)Рассказать о видах готовности к школе
3)Объяснить, почему так важно готов ли ребенок обучению в школе или еще не готов.
4)Дать необходимые рекомендации для родителей.
Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «чем больше развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребенка, что не может не сказаться на его здоровье.
Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе.
Важно правильно определить возраст начала, школьного обучения. К.Д.Ушинский писал: «начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как так другое, имеют свои дурные стороны». Все дети развиваются по разному: один ребенок может начать систематическое обучение в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь. Решая вопрос о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, следует учитывать все аспекты его индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей и т.д., т.е. физиологическую, социальную и психологическую готовность к обучению в школе.
Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
1.Личностная готовность к школе подразумевает определенное отношение к себе, к своим способностям. Самооценка школьника не должна быть завышенной. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый лучший» (что типично для дошкольника), ему будет тяжело на занятиях в школе.
2.Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. В возрасте 6 лет ребенок способен анализировать собственные движения и действия. Важным является формирование у ребенка познавательной деятельности: формирование небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослыми и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.
- Интеллектуальная готовность. Словарь детей резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка - чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Рекомендации для родителей:
1.Важно чтобы к началу учебы у ребенка сформировался познавательный интерес.
2.Перед школой очень важно воспитать у ребенка навыки сознательной дисциплины, усидчивости, ответственности за порученное дело, уважение к окружающим, умение внимательно слушать и отвечать на вопросы, понимать задание с первого раза. Для воспитания этих навыков у каждого ребенка должны быть обязанности по дому: мытье посуды, пола, покупка хлеба, молока и другие дела. При этом важно соблюдать регулярность и контроль.
3.Желательно чтобы ребенок посещал развивающие занятия по интересам (секции, кружки, студии). Рекомендуется не более 2-3 занятий в кружке в неделю.
4.Очень важно не злоупотреблять будущему первокласснику просмотром телевизора и компьютерными играми. Рекомендуемое время просмотра телепередач ребенком – не более 7 часов в неделю, а непосредственное время работы с дисплеем компьютера детям 6-7 лет составляет 5-10 минут в день.
5.Необходимо позаботится об упражнениях для руки. Для развития мелкой моторики кисти полезно рисование, лепка, вырезание, конструирование, собирание мозаики, пазлов, горошин и др.
6.Для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию: необходимо развивать речевое дыхание, больше читать ребенку, разговаривать с ним. В форме игры учить слова и звуки, делить на слоги, искать ударение, читать по слогам. Учить ребенка пересказывать рассказ, составлять рассказы по картинкам.
7.Занятия по счету способствуют развитию логического мышления ребенка. Желательно, чтобы дети хорошо знали нумерацию чисел в пределах 10, умели считать в прямом и обратном порядке, сравнивали числа, решали простые задачи.
8.Упражняйте ребенка в хороших поступках. Ребенку легче будет войти в условия школьной жизни.
9.При выборе учебного заведения для своего ребенка учитывайте близость расположения его от дома, стоимость обучения, вид школьной программы, наличие в школе таких специалистов как логопед, психолог, дефектолог.
Воспитатель: Скачкова Наталья Валерьевна