Как отвечать на детские вопросы?»
Дети дошкольного возраста очень любопытны, любознательны. Часто с вопросами они обращаются к нам, взрослым. О чём спрашивает ваш ребёнок? Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? Часто ребёнок задаёт вопрос, чтобы привлечь взрослого к своим переживаниям, установить с ним контакт. В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. О чём же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно. Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т.д. В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5-5,5 лет. Почему же количество вопросов детей старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказываются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы. Почему происходит спад детских вопросов? Нередко взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а всё спрашиваешь и спрашиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задавать вопрос – это показать своё незнание. Для развития детской любознательности важно поддерживать её, правильно относиться к вопросам. Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей. В дошкольной педагогике определены основные требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы. Вы заметили, что ребёнок задаёт вопрос не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребёнка спросить. Следующее требование – краткость, ясность, определённость ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребёнка, опираясь на его жизненный опыт. В дошкольные годы опасно превратить ребёнка во всезнайку, которому кажется, что он обо всём слышал, всё усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребёнка снижается острота и новизна восприятия знаний. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А. С. Макаренко писал по этому поводу: «Если вы более или менее тактично отведёте вопрос ребёнка, отделаетесь шуткой и улыбкой, ребёнок забудет о своём вопросе и займётся чем-либо другим. Страданий ребёнку это не принесет». Дети часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым? Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что их любят. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в детях такие нравственные качества, как тактичность, гуманность, чуткость. Уважаемые родители! Не стремитесь поставить ребенка на место, поскорее отмахнуться от него. Уделите внимание всем этим странным, абсурдным или неоднозначным вопросам — растите своего ребенка мыслящей личностью и достойным собеседником.
Старший воспитатель О.Ю.Колесова