Развиваем речь ребенка на прогулке
Все родители понимают, что их ребенку очень полезно гулять. Ребёнку нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. При этом, гуляя на улице, он расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнавая новые звуки и запахи - ребенок получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами.
Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам парка, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития. Крепкий и подвижный ребёнок увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие (без которого, кстати сказать, невозможно ни личностное развитие, ни восприятие искусства, ни творчество).
Чем еще привлекательны прогулки для развития речи - так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка. Как бы вы ни проводили время с ним на улице, куда бы ни завела вас прогулка - старайтесь обо всем рассказывать ребёнку. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к малышу, была ему понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь "рассказать лишнего" - говорить о том, чего малыш еще не понимает - пусть он учится слушать, впитывает интонации родной речи, обогащает речевую память.
Играя с ребенком в песочнице, обратите внимание малыша на то, что песочек желтенький, светленький, беленький или, увы, грязный. Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песок вместе с ребёнком, обращайте внимание на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он "склеивается" водичкой. Играя в песочнице, насыпая песок совочком в ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в песочном бездорожье, малыш время от времени должен слышать то, как мама называет эти предметы, объясняет ему, что она сама делает, когда помогает в создании куличиков.
Использование разнообразных по звучанию слов стимулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление взрослыми слов с различными оценочными суффиксами расширяет возможности эмоционального развития ребёнка, знакомит его с разнообразием предметов и их названий. Разглядывая вместе деревья, травку и цветы, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), рассказываем ему о том, чем они отличаются.
Знакомим детей с различными видами птиц, прилетающих на угощенье к кормушке, - это голуби, воробьи, синицы и т.д. И первые наблюдения будут за тем, чем отличаются птички. Итак, птицы попадаются веселые - воробьи, например, и задумчивые - вороны, конечно. В голубиной стае вы всегда найдете самого хитрого и самого ленивого. А наблюдая за воробьями, заметите, что они очень сообразительные и шустрые (в отличие от неповоротливых голубей), но в то же время пугливые: вспархивают при малейшем движении, но далеко не улетают и сразу возвращаются, если понимают, что опасности нет. Так, день за днем вы будете развивать внимание ребенка, приучая его видеть и удивляться тому, что происходит вокруг, радоваться встрече с новыми и новыми впечатлениями. Каждая прогулка сможет стать новой сказкой о знакомой птице. И пусть многое малышу пока непонятно: рассказывайте ему обо всем, что видите, удивляйтесь сами, наблюдайте сами и готовьтесь (может, и книжки специальные стоит почитать) - скоро ваш юннат станет задавать вопросы.
Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что:
- яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме;
- впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира;
- речь дает возможность узнавать новое, сочинять новое - выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира.
Развивать речь можно, читая книжки и разглядывая в них картинки, играя с ним, называя малышу все то, что его окружает, но самым действенным средством развития речи ребенка является, конечно же, прогулка! Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом близким.
Впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо ребенку для полноценного развития. В процессе общения со взрослыми формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира.
Старший воспитатель О.Ю.Колесова