Детский сад 82 г.Томск - «Загадка-способ развития речи детей»

«Загадка-способ развития речи детей»

Категория: Консультации для родителей Создано: 02.03.2021

Потребности современного общества ставят вопрос развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать. Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи.

    Как отмечают педагоги в детском саду, использование загадок как средства воспитания и обучения, активно способствует развитию мышления, речевой активности, что важно для подготовки детей к школьному обучению. Загадки занимают особенное место в развитии и воспитании правильной речи у детей дошкольного возраста. Они вводят ребенка в мир народной поэзии, формируют чувство любви к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову.

Чтобы суметь отгадать и загадать загадку, дети должны внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать и сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Отгадывание загадок приучает детей к рассуждению и доказыванию, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, делает речь более яркой, образной и точной, обогащает словарь.       Предложить отгадывать загадки можно детям с трехлетнего возраста.

   Для малышей характерна общая эмоциональная восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, вызывающие у них положительные эмоции. Поэтому малышам нужно предлагать загадки, в которых названы яркие характерные признаки внешнего вида предмета (цвет, форма, величина, материал), отмечены те качества и свойства, которые хорошо знают.

Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, ест морковку.

(Заяц)

Что такое загадка? Загадка - это логическая задача, предложенная в художественной форме. Благодаря этому она особенно привлекательна, вызывает интерес. По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание в виде перечисления признаков предмета или явления и их сравнение, например:

Всегда во рту, а не проглотишь. /Язык/

Летит, а не птица, воет, а не зверь. /Ветер/

   Старшим детям следует загадывать загадки, где дается краткая характеристика предметов, но среди признаков должен быть выделен самый существенный.

Жираф железный за окном

Многоэтажный строит дом.

(Подъемный кран)

    Большое удовольствие доставит ребенку, если Вы станете отгадывать его загадки. Можно поиграть в игру «Что на что похоже». Например, на что похож лист? – На капельку. Затем помогите составить загадку сравнение: Висят на дереве зеленые капельки. Что это?

В игре «Расскажи, я отгадаю»: ребенок рассказывает о предмете, не называя его, а взрослый отгадывает задуманный предмет. Например: Это дикое животное. Живет в лесу в норе. У него пушистый длинный рыжий хвост. Ловит мышей и зайцев. Крадет кур и гусей. Кто это? – Лиса.

   Процесс отгадывания и загадывания загадок у детей вызывает радость и неподдельный интерес, а вместе с тем способствует развитию внимания, мышления и является источником развития детской речи.

     Обучение детей отгадыванию загадок начинают не с их загадывания, а с предварительного ознакомления детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадках через наблюдение, беседу, дидактические игры, чтение художественной литературы (она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным). Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребёнка к пониманию народной и литературной речи.

    Желаю Вам успехов в составлении и отгадывании загадок вместе с детьми!

                                                         Старший воспитатель О.Ю.Колесова

Яндекс.Метрика