«Мотивация к обучению у дошкольников»
Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Мотивация дошкольников – это психологическая готовность ребенка к школе. Позитивная мотивация – это побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.
Неполноценная мотивация к обучению влечет важные, разрушающие личность школьника последствия:
- отсутствие (потеря) интереса к учебе – личностно-отчужденное отношение к учебе;
- школьная дезадаптация;
- угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;
- нежелание идти в школу;
- негативные межличностные отношения;
- неврозы.
Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Ребенку, незаинтересованному в обучении очень сложно получить знания и суметь применить их на практике. Отсутствие мотивации часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
-положительных представлений о школе;
-желании учиться в школе, чтоб узнать много нового;
-сформированной внутренней позиции школьника.
Типичные ошибки родителей:
- рано отдают ребенка в школу;
- ребенок не посещает детский сад, отсутствие контактов со сверстниками;
- неблагополучие в семье;
-отсутствие режима дня, безнадзорность в быту;
- нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей;
- неправильные методы воспитания (подавление личности, угрозы, чрезмерная опека);
- завышенные требования, высмеивание, сравнение с другими детьми.
- возлагать задачу формирования мотивации на сторонние заведения - сначала на детский сад, потом школу;
- «Подрастешь – узнаешь», «Хватит спрашивать разные глупости». Если дошкольник регулярно получает такой ответ, его любопытство сходит на «нет», как и мотивация. Нельзя отталкивать ребенка, нужно стараться объяснить все просто и доступно для него, даже если вы не знаете ответа на вопрос, можно честно сказать об этом и предложить вместе поискать ответ в соответствующих источниках информации, всегда можно обратиться к детским энциклопедиям, познавательным передачам и мультфильмам.
Мотивационная основа школьного обучения базируется на:
- желании ребенка получать информацию из книг, журналов, справочников и т.п. (нужно читать ему интересное);
- осознании важности обучения (объяснить пользу обучения в школе, как важно получить образование);
- умении находить баланс между «хочу» и «надо» (приучать ребенка делать то , что не нравится, но необходимо);
- навыке завершать начатые дела (не бросать работу, которая не получается, а стараться выполнить ее до конца);
- умении давать грамотную оценку своим действиям и полученным результатам, выявлять собственные ошибки;
- адекватной оценке самого себя.
Самый сильный мотиватор для любого ребенка — возможность получить награду. Ради того чтобы заполучить желаемое, дети могут выполнять неприятные и скучные для них дела. Пример этого можно наблюдать в процессе, когда ребенок моет посуду, наводит порядок в комнате, зная, что по завершении дела будет приятная награда в виде просмотра мультфильмов или компьютерной игры. В этом случае также можно говорить о добровольной подмене своего «хочу» на взрослое «надо».
Воспитатель Чекунова Марина Васильевна
Практические рекомендации для родителей:
- В процессе мотивации дошкольника важно учитывать интересы ребенка, его индивидуальные потребности и приоритеты. В самом начале основная цель заключается не в том, чтобы обучить ребенка, а в том, чтобы привить желание учиться с удовольствием. Например, если ребенку нравятся стихи, то развивающий процесс нужно строить на этом, и даже таблицу умножения можно учить, используя рифмы.
- Очень важно создать у ребенка положительный образ школы. Звучит очень просто, но в обществе ребенок может слышать обратное. Усложняется ситуация в семьях, где есть дети постарше, которые жалуются на школу и на то, как тяжело в ней учиться. Такие высказывания формируют у ребенка устойчивое мнение об учебном заведении как о чем-то плохом и скучном. Нужно оградить ребенка от таких отзывов.
- Создать приблизительное представление о школе. Так как ребенок еще не может понять, что именно преподают в школе и чем там придется заниматься, информация может подаваться в игровой форме. Особенности мотивации дошкольников заключаются в том, что все усваивается посредством игр. Например, рисование веселых и ярких картин — ИЗО; прыжки, игры — физкультура; чтение захватывающих рассказов и сказок — литература. Подобное времяпровождение доставит ребенку положительные эмоции, и он поймет, что в школе может быть очень интересно.
- Развитие кругозора. Дошкольник хоть и маленький, но у него есть уже свое мнение, накопленный опыт и знания. Очень полезно разговаривать с ребенком на интеллектуальные темы, спрашивать его мнение по разным вопросам. Нужно воспринимать дошкольника как маленького взрослого, тогда он будет чувствовать, что его мнение важно и интересно, а значит нужно больше узнавать, чтобы потом общаться.
Полезная информация для родителей
Чтобы ребенок тянулся к знаниям, полезно уже с раннего детства окружить его интеллектуальными играми. Это могут быть кубики, пазлы, головоломки и т.п. Таким образом, под видом игры он будет развивать свое мышление. Полезно выбирать игры, предполагающие работу с мелкими деталями, например нанизывание бусин на леску, — это повышает концентрацию и усидчивость у ребенка.
Детям нужно давать возможность принимать решение и поступать так, как они считают нужным. Конечно, все должно быть в пределах разумного, но именно в таких ситуациях дошкольники учатся развивать логическую цепочку, делать выводы, давать оценку своим действиям, нести ответственность за принятое решение. Это придает ребенку уверенность, у него возникает чувство «взрослости». Хорошо укрепляет уверенность в себе успешное выполнение поставленных задач. Малышу нужно давать задания, с которыми он точно справится. Чувство выполненного долга сделает свое дело.
Чтобы не вызвать в ребенке страх неудач, следует помогать ему в выполнении заданий, направлять его. Тогда со временем к нему придет уверенность, он не будет бояться сложностей и со всем научится справляться без посторонней помощи.
Важно научить дошкольника не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его. В семейных разговорах у малыша полезно спрашивать, что он думает по поводу ситуации и на чем именно строится его мнение. Это научит ребенка обосновывать сказанное и принимать решение, основываясь на логических рассуждениях.
Не стоит потакать детским «хочу» и покупать игрушки и сладости по первому требованию. Ставить жесткие границы тоже не стоит. Если покупка недешевая, необходимо объяснить малышу, что на нее нужно заработать. Например, навести порядок или постирать свои вещи. Ребенок поймет, что не все в жизни дается просто так, а чтобы что-то получить, нужно потрудиться.
Дошкольникам полезно читать детские книги. В процессе чтения можно фантазировать и представлять происходящее в книге, еще лучше, если получится воспроизвести действие книги в виде постановки домашнего театра. В качестве актеров могут выступить игрушки. Польза таких занятий бесценна — происходит развитие воображения, творческих способностей, памяти.
В деле мотивации дошкольников особая роль отводится развитию любознательности. Идеальное занятие с этой целью — эксперименты. Есть много самых разных вариантов лабораторных работ для маленьких химиков, которые удивляют не только детей, но и взрослых. Это разовьет в ребенке дух первооткрывателя и тягу к знаниям.
Очень важно позволить дошкольнику ошибаться. Личный опыт — лучший и запоминающийся урок. Не нужно ругать ребенка. Наоборот, следует поддержать его и объяснить, что ошибаться это нормально, а не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. Для многих родителей такое окажется непростым занятием, зато это облегчит процесс воспитания в будущем. Когда ребенок будет понимать, что за содеянное отвечать придется только ему, он несколько раз подумает, прежде чем что-то сделать.
Мотивация дошкольника
— процесс трудоемкий, но вполне реальный. Дать рекомендации, подходящие для всех, нельзя, ведь каждый ребенок индивидуален. Если учитывать особенности ребенка, его потребности и приоритеты, эффективность от мотивирования будет значительно выше.