«Значение природы в познавательном развитии ребенка»
Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, чуткости и отзывчивости. Бережное отношение ко всему красивому воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями и животными. Хорошо, если в доме есть кошка, собака, рыбки, черепаха, хомячок. Жизнь и труд на лоне природы способствуют так же и физическому развитию детей. Чистый воздух, солнце, вода укрепляют их здоровье.
Всем известно, что Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Но только если с самого раннего детства учить ребенка любить природу, он будет ценить ее и беречь.
Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Детям старше 4-5 лет вполне по силам кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать комнатные растения или опрыскивать их листочки. Ребенок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.
Лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не берегут природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато, если родители каждый день личным примером показывают ребенку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребенок очень быстро усваивает такую модель поведения.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Основная задача взрослых заключается в том, чтобы маленький человек научился понимать природу, чувствовать её красоту. Именно мы, педагоги, родители обязаны научить ребенка любить и беречь природу.
Ребенка с самого детства отличает стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Для развития познавательно-исследовательской деятельности в природе нужно создать для ребенка благоприятные условия:.оборудуйте дома мини «Научный центр», где разместите различные природные материалы, например: стол-поддон для опытов с песком (водой), увеличительные стекла, создайте коллекции растений, камней, перьев, срезов деревьев, шишек, мерные стаканчики, пульверизатор, лейка, энциклопедии с изображением животных, видео пособия, и т.д.. Если ваш ребенок задает вопросы «Что это? Как? Почему?», не старайтесь сразу дать на них ответ, по мере возможного привлекайте их самих к решению различных вопросов. Например, «Почему на крыше появляются сосульки?» задают вопрос дети. Вместо ответа на этот вопрос можно организовать длительное наблюдение за возникновением и изменением сосулек. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. Гуляя на улице, обратите внимание на то, что снег белый. Пусть ребенок сам догадается, что такого быть не должно – ведь снег - это твердое состояние воды, а вода не имеет цвета.
Итак, как привить ребёнку любовь к природе? Несколько полезных советов вам, родители:
• Вместе с ребенком заботьтесь о братьях наших меньших. Если у вас есть свой домашний питомец, это замечательно. Но если его нет, это не беда. Вы можете кормить бездомных кошек и собак, а также голубей и других птичек. Можно вместе с ребёнком сделать скворечник, кормушку для птичек и наблюдать за птицами.
- Насекомые – тоже природа. Ребёнок должен понимать, что все букашки, божьи коровки, жучки и прочие представители – это тоже часть природы и живые существа, которые хотят жить и наслаждаться жизнью.
- Если ребёнок хочет сорвать цветок, не стоит ему позволять это делать. Объясните, что цветок будет гораздо более красивым, свежим и ароматным, если он будет расти в земле и радовать всех. А если растение сорвать, то оно просто умрёт.
• Посадите своё растение. Устройте дома мини-сад. Одно растение (лучше самое неприхотливое) подарите малышу, поручите поливать его, заботиться о нём. А если цветок в итоге распустится, сообщите, что так он проявляет свою благодарность за доброту и заботу.
• Чаще выезжайте с детьми на природу. Отправляйтесь в красивые живописные места, чтобы ребёнок смог увидеть, насколько красивой бывает природа и как приятно наслаждаться такой красотой. Гуляйте по лесам, берегам рек, полянам. Во время таких прогулок рассказывайте о природе, о животных. Например, можно рассказать историю какой-нибудь реки, перечислить её обитателей, рассказать об их пользе. - Читайте вместе книги о природе и животных, смотрите мультфильмы.
Любите природу, и ваш ребёнок тоже полюбит её!
Старший воспитатель О.Ю.Колесова