Детская фантазия или ложь?
Как порой трудно отличить детскую фантазию от лжи! Ложь тесно связана с фантазией. А фантазия – это основа для создания захватывающих сказок и приключенческих историй, для совершения великих открытий и появления полезных изобретений. Так что фантазия – это прекрасно, и нужно обязательно уделять внимание ее развитию, только необходимо отличать ее от лжи.
Лгать ребенок может научиться, как правило, после 3,4-5 лет. Ложь отличить от фантазии просто. Фантазия не причиняет вреда и не имеет целью получение какой-либо выгоды. Если ваш ребенок рассказывает захватывающую историю о своих похождениях в стране лилипутов или удивляет описанием нового друга – тролля, живущего во дворе под деревом, не спешите ловить юного Мюнхгаузена на вранье! Любая фантазия малыша, если она не преследует корыстных целей, не ложь, а проявление эмоций. Более того, анализируя «невероятные приключения» своего ребенка, вы, родители, можете узнать, чего ему не хватает в реальности. Ведь невинные выдумки – это закодированная просьба, прозрачный намек, сделанный, чтобы родители могли превратить мечту в реальность. Идеальная реакция на такую фантазию – понимание и участие, а не порицание и осуждение. Услышав от ребенка: «Сегодня я купался в море», просто скажите: «Я знаю, что ты очень хочешь на юг, и мы обязательно туда съездим». Стоит ли говорить, что вам надо будет выполнить данное обещание?
Зачастую первую ложь ребенка родители провоцируют сами. Вспомните: увидев разбитую чашку, вы грозно спрашиваете: «Это ты ее разбил?» Тем самым вы ставите ребенка в ситуацию, когда ему надо лгать и изворачиваться! Лучше сказать: «Я нашла разбитую чашку. Ничего страшного – мы уберем осколки, но впредь будь аккуратней и сразу расскажи мне, если что-нибудь разобьется». Тогда доверие и благодарность ребенка станут тем зерном, из которого потом вырастут честность и порядочность взрослого человека. Несомненно, родители должны показывать свое отношение ко лжи ребенка, попытаться искоренить в нем эту привычку как таковую. Но первым шагом взрослых будет попытка понять мотив, которым руководствуется лгущий ребенок.
Лгать ребенок может начать по одной из следующих причин:
- самооборона (ложь из-за боязни наказания);
- копирование поведения родителей (мама говорит по телефону подруге, что она болеет, хотя на самом деле здорова);
- попытка получить недозволенное (мне папа разрешил взять конфету);
- желание показаться лучше (я очень хорошо катаюсь на лыжах);
- самооправдание (он первый меня ударил).
Одна из главных причин лжи маленького человека - его недоверие ко взрослым. Ребенок говорит неправду, поскольку боится, что его накажут за проступок. Им требуется много времени, чтобы уяснить разницу между действительностью и мечтой. У детей преобладает стремление разрешать реальные проблемы фантастическими способами. Когда ребенок начинает лгать постоянно, это значит, что у него накопились проблемы. Часто ложь - это способ самообороны. Малыш стремится защититься от родителей, сверстников и личных проблем. И пользуется для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых. Но если и после семи лет ваш ребенок с трудом отличает реальность от собственного вымысла – обратитесь к психологу – ребенку нужна помощь специалиста.
Ребенок естественно стремится к справедливости и добру. Но современная жизнь, увы, вносит свои коррективы. Становясь старше, ребенок стремится стать лучше других и любой ценой получать желаемое. Самым простой путем к этой цели — ложь.
Стратегия родительских действий:
- Реагируйте на ложь спокойно, избегайте избытка эмоций, не наказывайте ребенка, пока вы «на взводе».
- Постарайтесь вместе с ребенком определить причину лжи, и придумать другой выход из сложившейся ситуации.
- Старайтесь не подавать дурной пример ребенку. Чтобы требовать чего-то от ребенка, стоит начать с себя. Не провоцируйте каверзными вопросами своего ребенка, это только распалит в нем желание врать
- Хвалите ребенка, каждый раз, когда он говорит правду, в особенности, в тех случаях. когда это потребовало от него некоторых усилий и даже внутренней борьбы.
- Не делайте спешных выводов, если вина ребенка не установлена. Это может поколебать уверенность ребенка в вашей справедливости и понимании.
Если же факт лжи уже стал проявлять себя, то желательно использовать следующие правила:
- Каждый раз старайтесь разобраться, почему ребенок солгал. При этом важно помнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок редко ставит цель солгать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной ситуации. Поэтому важно не просто установить факт лжи, а понять причину, по которой ребенок сказал неправду.
- Если ребенок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. В противном случае Вы можете больше никогда не услышать от ребенка правды. Не стоит использовать такие фразы, как: «Ты что, хочешь вырасти лгуном?» или «Ты еще такой маленький, а уже врешь!». Лучшего эффекта, Вы добьетесь, сказав: «Почему же ты сказал неправду, ведь ты такой честный у меня?».
3.Ребенок обязательно должен самостоятельно устранить результаты лжи: пусть вернет то, что взял без спроса; извиниться за свой обман, и т. п. Главное в этом правиле, чтобы ребенок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана.
Что касается мира фантазии, то для гармоничного развития ребенку можно и нужно фантазировать! Желательно, чтобы мир фантазий ребенка не был закрытой областью для взрослого – ведь общие фантазии родителя и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте сказки, придумывайте волшебные истории, фантазируйте на здоровье! Помните, что главное отличие фантазии и лжи в том, что ложь причиняет боль, а фантазия позволяет сделать мир лучше.
Старший воспитатель О.Ю.Колесова