Детский сад 82 г.Томск - Значение стихов в жизни ребенка

Значение стихов в жизни ребенка

Категория: Консультации для родителей Создано: 02.08.2020

     Книги окружают ребенка с детства. Но в наше время интерес к литературе, к сожалению, падает. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор. Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Дети очень любят, когда им читают книги. Наряду с прозой, мы знакомим малышей с поэзией.

     Стихи очень мелодичны, напевны и прекрасно воспринимаются детьми любого возраста. Присмотритесь к своему ребёнку, когда вы читаете ему стихи, с каким вниманием и удовольствием он слушает. Стихи вызывают огромный интерес у детей и очень быстро запоминаются.  По своей природе дети обладают великолепной памятью и  поэтому стихи они запоминают очень легко и быстро. Нам взрослым, просто необходимо использовать это качество ребёнка, чтобы ещё больше развить его память, а значит и его способность к обучению в будущем.

    Заучивание стихов улучшает речь ребёнка, расширяет знания об окружающем мире, учит воспринимать поэтический слог, его красоту и своего рода музыкальность поэтической строфы. Это формирует не только культуру в общем понимании слова, но и культуру общения с другими людьми.

   Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Образное мышление формируется у дошкольников во время игр, рисования, лепки, конструирования, при заучивании стихотворений. На этой основе впоследствии сформируется логическое мышление, без которого не обойтись на занятиях в школе.

    Учить стихи с детьми можно начиная с любого возраста. И чем раньше вы начнёте, тем лучше. Стихи научат вашего малыша любви, добру и пониманию. Первые стихи должны быть понятны и просты. Для этого подойдут потешки, считалки или детский фольклор. Ребенок еще не умет разговаривать, а мы ему декламируем:

Водичка, водичка,

Умой наше личико.

       Чтобы глазки блестели,

       Чтобы щечки краснели,

   Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

   Такие стихи очень нравятся малышам, вызывают у них эмоциональный отклик. Дети 2-3 лет уже могут запомнить и самостоятельно повторить произведения. Стихотворения для них должны быть короткие и легкие для заучивания наизусть. Объем стихотворений, которые мы предлагаем  детям 4, 5, 6 лет  должен быть несколько больше, но, как правило, дети с ним легко справляются.  

   Для детей лучше выбирать стихотворения А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского. В стихах присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста. Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительные, присутствует динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.

     Не нужно усаживать ребёнка, например, за стол и говорить: «Сейчас мы с тобой будем учить стихотворение». Если вы хотите, чтобы малыш выучил стихотворение, то сначала выучите его сами. Выберите для заучивания  стихотворение, которое нравится в первую очередь вам  и соответствует возрасту вашего малыша. Расскажите ребёнку стихотворение сами. Сначала малыш будет договаривать последние слог фразы, потом рифмованные слова, а потом и всё стихотворение расскажет.

   К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7-8 лет дети мало учат стихов.

   Не для всех детей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. 

   А как правильно учить стихотворение?

  Учить стихотворение лучше не просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

     Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская  природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

     Очень важно выяснить, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его. Покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы  приступайте непосредственно к заучиванию. Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст. Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.кпосле заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

   Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

     Главное, что должны помнить взрослые, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно приносить удовлетворение обоим. Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомится. Лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается. Лучше вообще не заниматься разучиванием, если это вас раздражает. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии. 

                                                                                 Старший воспитатель О.Ю.Колесова

Яндекс.Метрика