Наблюдаем вместе с ребенком
Мы, взрослые люди, вечно спешим, а все же стоит порой остановиться, присмотреться, насколько интересной жизнью живут наши дети, как беззаботно счастливы они в условиях природного окружения. Наши малыши всегда найдут себе занятие, постоянно с чем-то возятся, что-то мастерят, придумывают, рассматривают. И все же без нашей помощи им не обойтись. Лето – благодатная пора для наблюдений. За какими же объектами можно вести наблюдения в живой природе?
При наблюдении за растениями нужно обогащать знания детей о садовых, луговых и лесных цветах. Каждый раз по мере сменяемости их учим ребенка правильно называть два-три цветка, различать цветок – стебель – лист, ухаживать за садовыми цветами, не мять и не рвать без надобности луговые и лесные растения. Предложите вдыхать неповторимый аромат каждого из них. Обращайте внимание на лекарственные травы, обогащайте запас ребенка эпитетами, сравнениями.
По мере созревания овощей, фруктов и ягод закрепляйте их названия, уточняйте характерные признаки: цвет, форму, величину, запах, вкус. Уточняйте, что можно приготовить из каждого плода. Дети, начиная с 3 лет, с помощью взрослого уточняют форму, величину листьев, учатся различать дерево и куст, березу и дуб. Дети четвертого года жизни пытаются определить: лист широкий или узкий, дерево высокое или низкое, ствол тонкий или толстый. После двух-трех наблюдений им нетрудно отличить лапу ели от сосны, лист березы от листа рябины или дуба.
Шишки, желуди используются для обогащения тактильных ощущений в самостоятельной деятельности детей, как дополнительный материал при обучении счету.
Летом дети наблюдения за насекомыми. В присутствии взрослого дети некотором отдалении наблюдают за действиями насекомых: шмеля, осы, пчелы. Разъясните: насекомые заняты серьезным делом, мешать им не следует, иначе ужалят. Объясняйте детям - все на белом свете могут и должны жить в мире друг и другом.
Взрослые вместе с детьми радуются залетевшим на участок бабочкам, стрекозам, мотылькам. Поясняйте детям, чем они заняты, любуйтесь окраской их крыльев. Спросите у детей: почему они никого не подпускают к себе так близко, как пчелы и осы? Дети прислушиваются к стрекотанию кузнечиков, наблюдают, как они скачут, прячутся в траве. Вызывайте доброе отношение к безобидному существу.
В процессе наблюдения за божьей коровкой, жуками, муравьями можно пользоваться лупой, рассматривая строение тела. Расскажите ребенку, какую пользу они приносят.
Наблюдения за насекомыми и растительным миром, яркими сезонными явлениями помогают сформировать у детей представление о лете как времени года, его характерных особенностях. Стихотворения, песни летней тематики облегчают процесс осознания: лето красное, лето прекрасное.
В течение всего времени бодрствования ребенка взрослый находится рядом. Ребенок видит, как взрослые ухаживают за растениями и тут же принимается помогать. Счастлив, когда ему разрешают самому поливать грядку, клумбу. Предложите малышу лейку для полива. Поливать из нее непросто. Лить воду нужно только через носик тонкой струей, одновременно продвигаться вдоль грядки. Малыш горд и счастлив, что работает наравне со взрослыми. Эта полезная деятельность способствует успешному формированию положительных качеств: аккуратности, дисциплинированности, собранности, умению добиваться результатов, сопереживать всему живому, проявлять истинную заботу об окружающих.
Старший воспитатель О.Ю.Колесова