Воспитание ответственности
Родителям очень хочется, чтобы их любимые чада выросли людьми, которые способны нести ответственность за свои поступки. Разумеется, чувство ответственности - характеристика зрелой личности, однако закладывается оно в детские годы.
Детям дошкольного возраста присуща небольшая степень развития самосознания. Быть действительно ответственным, значит уметь прогнозировать последствия, знать, какое поведение допустимо или наказуемо. Дошкольник к этому не готов. Ребенок постепенно овладевает нормами и правилами взрослого общества, благодаря чему и закладывается основа ответственного поведения. Однако родители склонны думать, что их ребенок "все понимает", но из упрямства, лени или вредности поступает не так, как от него требуют. Они пытаются добиться от ребенка того, что он в силу особенностей своего возраста дать не в состоянии. Двухлетний ребенок не способен уловить связь между своими поступками и наступившими последствиями. Он ориентируется на реакцию родителей, постепенно научается "правильному" с точки зрения родителей поведению. Подлинной ответственности ни за игрушки, ни за внешний вид требовать от него не стоит, это выше его возможностей. Малышу необходим взрослый, "проводник", способный помочь ему разобраться в непростом мире взрослых.
О кризисе трех лет, сегодня, слышали все родители. Поведение ребенка в этот период чаще всего похоже на провокацию. Несмотря на то, что он превосходно знает, что делать "нельзя", ребенок проверяет, а вдруг то что "нельзя" иногда "можно", очерчивая границы порицаемого и желательного поведения. Четко обозначенные границы позволят ребенку понять, какое поведение допустимо, а какое - нет. Находящийся в кризисе ребенок может казаться совершенно безответственным. Не стоит бояться, что малыш "испортился" окончательно и будет расти неуправляемым и безответственным человеком. Пройдет этот период, и личностный рост вашего чада станет очевидным. Главное стараться четко демонстрировать существующие правила, нарушать которые строго запрещено. Эти правила не должны зависеть от вашего настроения или поведения ребенка. То что "нельзя" должно таковым и оставаться.
Кризис трех лет миновал. Возраст 3,5-5 лет превосходно подходит для развития ответственного поведения. Разумеется, остается немало областей, где родители по-прежнему продолжают контролировать его поведение и подсказывают, как следует поступить. Однако теперь уже можно выделить зоны ответственности. К примеру, ответственность за вещи и игрушки, простые домашние обязанности. Как правило, дети этого возраста посещают детские сады, где им прививается некоторая ответственность (за соблюдение правил, за обращение с игрушками, за сохранность вещей). Если же малыш садик не посещает, то родители должны научить его нести личную ответственность за некоторые дела. В противном случае это может привести к безответственности, и ребенок привыкнет быть ведомым. В этом возрасте поступки, и чужие, и свои, оцениваются им исходя из последствий. Если поступок, внешне правильный, несет для него негативные последствия, то это приводит к тому, что поведение не закрепится. К примеру: малыш убирает игрушки, но не так, как это нравится маме и она, ворча и ругаясь перекладывает их так, как это удобно ей. С точки зрения ребенка, после правильного поступка (уборку игрушек можно расценивать именно так), наступают негативные последствия (ведь мама недовольна). Вряд ли малыш будет и впредь складывать свои игрушки. Чувство ответственности за собственные вещи угасает, и уборка перепоручается маме. Рано или поздно она сама их уберет, главное подождать, ведь отругают в любом случае.
5-7 лет. Ответственность ребенка возрастает. Он уже отдает себе отчет, какое поведение нравится, а какое - наказуемо. Сейчас дети учатся оценивать свои поступки уже не только по последствиям, но и по внутренним мотивам человека, который их совершил. К примеру, во время уборки девочка разбила вазу. Дети, более раннего возраста однозначно увидят лишь последствия - разбитую вазу, тогда как ребенок 5-7 лет сочтет действия девочки правильными (ведь она старалась помочь маме, следовательно, совершила хороший поступок, а ваза - это досадная случайность). Именно эта начинающая формироваться способность понимать и оценивать чужие и свои собственные внутренние мотивы является стержнем будущей ответственности. Причем у всех детей она формируется по-разному, у кого-то в пять лет, у кого-то в десять. Требовать от дошкольника высокого уровня ответственности неверно. Ребенок должен иметь свои "зоны ответственности", которые связаны сохранением опрятного внешнего вида, с личными вещами, бережным отношением к вещам, которые ему не принадлежат. Однако на уровне соответствующем его возрасту.
Взрослый уровень ответственности достигается в разном возрасте. Для кого-то в 17-18 лет, но, как правило, ближе к 25 годам. Чаше всего в этот период наступает осознание личной ответственности за свою жизнь. Впрочем, встречаются люди, которые, перешагнув тридцатилетний рубеж, так его и не достигают.
Зоны ответственности дошкольника
Ответственность за собственную жизнь, безопасность и здоровье является одной из базовых и на ее формирование необходимо обратить пристальное внимание. Ее развитие начинается около 2,5-3 лет. Здесь зоны ограничиваются родителями достаточно жестко: большая высота, горячие предметы, огонь, электричество.
Ответственность за поступки, связанные с благополучием людей. Детское стихотворение, которое знакомо всем нам учит: "Мама спит, она устала, ну и я играть не стала... " Ребенок должен уметь сознательно выбрать такое поведение, которое не будет мешать близким людям, если они болеют, устали, расстроены. Такое поведение закладывает основу для взаимоотношений с другими людьми.
Ответственность за домашних животных (если они конечно есть). Простейшие обязанности: насыпать корм, налить воду.
Ответственность за свои вещи.
Ответственность за принятое решение и данное слово. Если обещал, то: игрушки надо убрать, уроки выучить, прийти домой во время, выпить лекарство...
Ответственность за успехи и неудачи. Маленький ребенок учится самостоятельно кушать, малыш постарше собирать пирамидку, а школьник принес домой пятерку и все это благодаря собственным усилиям. Экологическая ответственность. Как правило, об этом большинство родителей забывают. И вот уже взрослый человек бросает на тротуар билетик, а на природе не найти чистого места, чтобы отдохнуть.
Разумеется, по мере взросления ребенка, зоны и границы ответственности расширяются, но самое главное начать и вы вырастите замечательного человека.
Воспитатель Петрова Роза Ивановна