Если ваш ребенок левша
Не имея должного знания о природе возникновения леворукости и связанных с нею особенностях, взрослые порой оказывают детям «медвежью услугу», переучивая их на праворукий лад. В других же случаях, не зная как быть с таким ребенком, взрослые просто боятся каким-либо образом вмешиваться и помогать ему. Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, а совершенно иное распределение функций между полушариями головного мозга.
Во все времена развития человечества люди-левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство.
Кого, собственно говоря, мы можем называть левшой?
За завтраком ребенок пьет чай, держа чашку в правой руке, правой рукой он держит и ложку. Почувствовав неловкость, он откладывает ложку в сторону и двумя руками берет чашку. Часто он прибегает к помощи левой руки, заменяя ею правую, иногда держит ложку попеременно то левой, то правой рукой.
Подобные действия ребенка знакомы, пожалуй, всем. Оказывается, что до достижения определенного возраста детям совершенно безразлично, какой рукой пользоваться при выполнении каких-либо действий.
Говоря о различного рода нарушениях, связанных с леворукостью, нельзя не коснуться вопроса о насильственном переучивании левшей. Принудительное переучивание ведет к нежелательным последствиям, изменениям в работе системы полушарий головного мозга. Переучивать леворукого ребенка - значит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом. Ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: головные боли, постоянная вялость. В итоге, могут развиться невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием -это переученный левша. В практике есть примеры, когда переучивание приводило ребенка к писчему спазму, то есть налицо было выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы (невроз). Такое состояние уже не поддается медико-педагогической коррекции и требует серьезного и длительного лечения.
Леворукие дети, переученные родителями или педагогами, став взрослыми, ощущают более тонкую координацию левой руки, что и используют в быту. Они часто пишут правой рукой, а рисуют или подчеркивают левой рукой.
Как определить леворукость.
Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители. Обычно к четырем годам формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки.
Могут ли родители сами точно определить леворукость?
- Да, могут. Для этого существует множество тестов.
Тесты для детей младшего возраста (проводятся в игровой форме).
Некоторые примеры тестов.
- Открывание коробочки.
Ребенку предлагается несколько разных небольших коробочек.
Задание: «Найти спичку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает).
- Вращательные движения.
Ребенку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия.
- Развязывание узелков.
Заранее неплотно завязать несколько узлов шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
- Поднимание предмета.
Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Правши очень редко берут его левой, левши - правой рукой.
Тесты для детей среднего и старшего возраста.
- Переплетение пальцев рук.
Задание: «Быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук». Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).
- Аплодирование.
При аплодировании более активна более подвижна (чаще правая)рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.
- Тест на заводку часов.
Ведущая рука выполняет активные. Точно дозируемые движения, с помощью которых производится заводка часов; неведущая рука фиксирует часы.
Развитие и обучение левши.
Исследования профессора М. Кольцова показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев- говорящие дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это - не говорящие дети. Пальцы рук нужно тренировать, начиная с шестимесячного возраста.
Леворукий ребенок в школе.
При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена направо.
В классе за партой леворукий ребенок должен ВСЕГДА сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая, рабочая, рука соседа по парте не мешала ему при письме.
Настольная лампа располагается справа от ребенка.
Тетрадь должна лежать с наклоном вправо так, что бы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок был направлен к середине его груди.
Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.
Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения:
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- завязывание и развязывание лент;
- перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме;
- всасывание воды пипеткой из стакана;
- плетение из ниток закладок, ковриков; завязывание узелков.
Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки.
Основные требования, предъявляемые к письму леворукого ребенка:
-правильное написание форм букв и их соединений;
-соблюдение расстояний между буквами и словами;
-сохранение линейности и ритмичности;
-прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону.
Для закрепления у детей правильного написания букв различной направленности можно посоветовать оригинальный метод. Ребенку предлагается таблица с изображением букв, одна из которых изображена зеркально. Необходимо найти ее и обвести кружком.
В заключении хотелось бы посоветовать родителям ни в коей мере не подчеркивать леворукость ребенка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Воспринимайте ребенка таким, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой.
И помните, что, по мнению многих исследователей, именно дети – левши в максимальной степени способны к творческому самовыражению, приобщению к искусству и художественному творчеству. Вспомните список гениальных левшей. Может быть, в вашем ребенке дремлет будущий выдающийся художник или музыкант?
Воспитатель Чекунова Марина Васильевна