«Организация работы дежурных»
Дежурства - это одна из форм организации труда детей. Несмотря на
кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую
общественную значимость, необходимую для коллектива.
Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство по уголку природы.
Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе, начиная со
второго полугодия. Перед ребенком- дежурным ставят только одно условие:
помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его
товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками,
тарелку с фруктами. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально-положительное отношение к нему.
Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.
Во второй младшей группе воспитатель закрепляет дежурного за каждым
столом.
В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, и также как во
второй младшей группе за каждым столом назначается свой дежурный, который
раскладывает ложки, вилки, ставит хлебницы, салфетницы.
Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот
проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим
обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных очень важна, что дети
должны помогать взрослым в их работе.
Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными, можно
увеличить объем работы. Дежурным поручается расставлять чашки, носить их с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.
Дети средней группы убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на тарелку сидящего с ним рядом за столом, просит приподнять ложку, относит чашку на раздаточный стол (если для этого созданы условия).
Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, сметают крошки со стола. Младший воспитатель убирает сложенные стопкой тарелки и уносит чашки.
Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям.
Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по
содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к
самостоятельности и самоорганизации в работе. Дети старших групп дежурят по столовой, по занятиям и по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначаются по два ребенка.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола,
Уборка столов после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению
организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.
При организации дежурств воспитателю приходится уделять внимание еще
одному вопросу – сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей.
Например, все ли после еды должны убирать дежурные или что-то каждый
убирает за собой? Решая эти вопросы, воспитатель исходит из целесообразности работы тех и других. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка.
Например, каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину
стола, складывая ее на другие, а чашку относит на раздаточный стол. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка.
Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям усложняется. Дети не только могут раздвигать столы, но и подбирать раздаточный материал,
раскладывать его по тарелочкам, набирать в розетку гуашь, клей, нарезать
геометрические формы для занятия т.д.
В старшей группе вводится еще один вид дежурства -дежурство по уголку
природы.
Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, он
объединяет детей в пары. Зачастую воспитатели объединяют детей в пары по
принципу «умелый с неумелым». Но это не всегда дает положительный
результат. В старших группах у детей проявляется избирательной отношение
друг к другу и это следует учитывать, поручая им дежурить вместе.
Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным и необходимым для коллектива. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.. Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает их важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому способствуют и беседы на тему «Как мы дежурим». Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь помощнику воспитателю. Очень важно, чтобы и младший воспитатель опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.
Старший воспитатель О.Ю.Колесова