Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят в дальнейшем легче осваивать всё новое. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами. Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня большой популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша.
.
Палочки Кюизенера – это комплект цветных счётных палочек разного размера, которые еще называют «числа в цвете». Они являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше - меньше», «право - лево», «между», «длиннее» и мн. др. Набор цветных палочек способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструктивных способностей.
На первом этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычным конструктором, знакомятся с цветом, размером, формами, усваивают такие понятия, как «между», «длиннее», «выше», «право – лево» и мн. др. С палочками Кюизенера интересно и по силам играть даже детям полутора-двух лет. Сначала ребёнка целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть, из чего он состоит. Можно предложить постройку или аппликацию из цветных палочек. Первые занятия лучше всего посвятить изучению цветов.
- Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, разовую палочки;
- покажи не красную палочку, не желтую и т. д.;
- отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы и т. д.
Отдельное занятие можно посвятить формированию понятия длины. Попросите ребёнка выбрать самую короткую палочку, затем – самую длинную. После этого предложите найти две палочки одинаковой длины. Можно дать задание выложить из палочек логическую последовательность: от самой длинной к самой короткой или наоборот, внешне она будет очень напоминать лесенку.
На втором этапе дети учатся понимать законы мира чисел и другие математические понятия.
- Возьми самую короткую палочку. Белая палочка – это единица, число «один»;
- придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две белые палочки, сложенные вместе. Розовая палочка – это число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые;
- найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой. Голубая палочка – это число «три».
Логические блоки придумал бельгийский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером. Основная цель использования логических блоков – научить ребенка решать логические задачи, классифицируя геометрические фигуры по свойствам (цвету, размеру, форме).
На первом этапе знакомства с блоками ребенок изучает фигуры.
- Найдите все фигуры такого же цвета, как эта (желтая фигура);
- найдите все блоки треугольной формы (или все большие);
- дайте мышке все синие фигуры, зайчику – желтые, мишке – красные; распределите фигуры по размеру, форме, толщине.
На втором этапе игры и упражнения с блоками усложняются. В качестве дополнительного материала используются карточки с изображением символов свойств. Ознакомление дошкольников со свойствами предметов и их символикой становится важным этапом в овладении знаковой системы. Форма, цвет, размер и толщина различных блоков изображены на карточках условными значками. Помимо этого, есть карточки, на которых изображается отсутствие признака (некрасный, немаленький и т.п.)
Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства:
- цвет обозначается пятном,
- величина - силуэт домика (большой, маленький),
- форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный),
- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.
Затем задания с карточками постепенно усложняются.
«К нам в гости пришел гномик. У него очень красивый яркий костюмчик. Покажите палочку такого цвета, какая у гномика шапочка, штанишки, курточка, борода. Но наш гномик почему-то грустный. Как вы думаете, почему? У него нет домика. Давайте построим для него домик из палочек. Возьмите фиолетовую палочку и слева на крыше постройте трубу. Справа построим лесенку. Возьмите по одной палочке каждого цвета, поставьте их по порядку: от длинной палочки к короткой. Поднимаемся пальчиком по лесенке, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустимся по ступенькам. Назовите цвет самой короткой палочки, самой длинной, какого цвета палочка между желтой и голубой».
По своей сути палочки и блоки напоминают игровой материал, а игра – это основной вид деятельности дошкольника. Поэтому знакомство дошкольников с миром математических законов и цифр проходит легко и интересно.
Педагог допобразования Колесова О.Ю.