Трудовое воспитание в семье
Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство,
которое может оставить своим детям и бедный, и богач.
К. Д. Ушинский
Как известно, такое качество, как трудолюбие нужно формировать у ребенка еще с самого раннего детства. Для развития хорошего отношения ребенка к труду, в семье тоже должно быть отношение к труду на должном уровне. Будет очень хорошо, если малыш уже с ранних лет будет иметь какие-то свои обязанности. Все его заслуги и старания должны объективно оценивать родители, поскольку это повлияет на его дальнейшие неудачи и успехи.
Ребенок должен понимать, что в семье нужно трудиться всем. У каждого члена семьи есть свои обязанности, и он так же, как и все должен принимать в этом участие. Если ребенок почувствует это, то у него будет развиваться чувство ответственности. Труд будет оказывать на него воспитательное воздействие. Не забывайте подчеркивать важность проделанной работы каждого члена семьи для общего блага. От этого ребенок будет лишь гордиться собой.
Наглядно покажите ребенку, как вам приятно выполнять работу по дому. Ваше настроение передастся вашему малышу и вызовет у него желание сделать все самому.
Для приспособления детей к домашнему труду предлагаются следующие правила:
• Как можно раньше приобщайте детей к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению.
• Используйте игру-труд как средство развития активности ребенка, стимулируйте их свободной инициативой деятельности.
• Учитывайте возможности и желания детей
• Учите ребенка выполнять трудовое задание.
• Практикуйте в семье совместный труд детей и взрослых.
• Не нужно разговаривать с ним в повелительном тоне и приучать его к роли подчинённого.
• Усиливайте содержательный аспект труда.
При организации труда детей учитывайте три уровня помощи, соответствующие трем уровням ответственности.
Первый уровень - ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним;
второй - есть необходимость в контроле или напоминание;
третий - ребенок выполняет работу без посторонней помощи или напоминания.
- Нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у детей «было что делать», ребенок должен иметь постоянные обязанности.
- «Вкладывайте в труд всю свою душу», работайте с душой.
- Работу выполняйте, будучи в «хорошем расположении духа»!
- Соблюдайте рабочие правила инструкции и технику безопасности.
- Учите детей относиться с уважением, вниманием, доброжелательностью к окружающим людям.
- в труде должны присутствовать приятные эмоции. Нельзя приучать его к труду используя физическую силу. Чаще хвалите его за труды при ваших гостях и друзьях.
- Выполняйте работу качественно, проявляйте усердие к труду и работе.
- Не стесняйтесь принимать помощь от других, если в этом есть необходимость.
Стоит отметить, что привлекая ребенка к труду, развивается ряд таких жизненно необходимых качеств, как: творческое воображение, коммуникабельность, инициативность, терпеливость, старание и многие другие. В дошкольные годы особенно хорошо формируются такие качества, как настойчивость в достижении цели, эмоционально-положительное отношение к труду, аккуратность, умение доводить начатое до конца, осознание цели деятельности и старательность.
Воспитатель Мурсалимова Анастасия Владимировна