Учим ребёнка слушать
Взрослые часто не задумываются над обогащением словарного запаса ребёнка. И очень удивляются, если узнают, что ребёнок не может назвать алиментарные повседневные предметы типа «солонка» или «сахарница». Но это ещё не самое страшное. С первых минут самостоятельной жизни дети получают навыки взаимодействия с окружающим миром. Это, в основном, происходит стихийно, на подсознательном уровне. Но ещё говорил П.Бауст : «Искусство слушать, почти равносильно искусству говорить».Очень редко родители осознанно учат детей слушать окружающих, взаимодействовать с ними. В результате ребёнок смотрит - но не видит, слушает - но не слышит.
Огромную пользу в этом может оказать книга. Она, как ни что другое обогащает словарный запас, позволяет осваивать грамматичские нормы языка и учит слушать.
Но это не значит, что уложив ребёнка в постель, прочитав, даже по желанию, сказку, будет от неё прок. Малыш не должен её пассивно прослушать. С ним надо обговорить прочитанное сразу. И не бойтесь, что он долго не уснёт после вашей беседы.
Например: сказка «Репка». Благодаря ребёнок учится слушать и запоминать. Ведь в этой сказке много персонажей. Их надо запомнить. И не просто, а в нужной последовательности. А так же, отрабатываются существительные в родительном падеже. Позвала бабка (Кого?) внучку. Внучка (За кого?) за бабку. Бабка (За кого?) за дедку. Когда обговариваете сказку, следует получать на свои вопросы полные ответы. Например: на вопрос кого позвала внучка, ребёнок должен ответить полным предложением, а не однословно: «Внучка позвала Жучку». После беседы спросите у ребенка, с какого места он хотел бы услышать ещё раз эту сказку. То есть вы читаете повторно уже не всю сказку, а какой-то отрывок. Этот прием позволит ребёнку расслабиться и заснуть.
Наилучший эффект достигается при систематическом использовании данного метода.
Завьялова Т.Я.
учитель-логопед высшей категории