Детский сад 82 г.Томск - Использование картин для активизации речи детей

Использование картин для активизации речи детей

Категория: Советы учителя логопеда Опубликовано: 15.02.2014

Учителя – логопеды  Понамарева А. Ф., Фролова А. Г.                                                                             

 Речь является способом формирования и формулирования мысли, средством социальной связи и воздействия на окружающих.

Л. С. Выгодским экспериментально доказано, что основная функция речи – коммуникативная.    Формирование у детей навыков  построения связных развернутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей, наличие определенного уровня сформированности  словаря и грамматического строя речи. В исследованиях  О. И. Соловьевой  и М. Ф. Фомичевой отмечено, что умение связно выражать свои мысли развиваются у детей лишь при целенаправленном  руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.

            Учитывая то, что дети дошкольного возраста недостаточно активны на занятиях и у них преобладает наглядно – образное мышление, в своей работе как можно чаще использую  картинки, что помогает  обогащать  словарь, повышать заинтересованности  детей, удерживать  внимания, развивать  памяти, активизировать  речь. 

          При работе с  картинкой формируем  навыки построения различных типов предложений:

* сначала даем картинки с простым сюжетом (Мальчик держит мячик), с последующим распространением однородными определениями

при помощи вопросов: какой мальчик большой или маленький? какой мячик, если он сделан из резины?

# Маленький мальчик держит резиновый мячик.

 * Хорошо использовать фланелеграф. Этот вид работы динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи предложно-падежные конструкции.

(Картинки: петух, забор, курица, цыпленок, червячок)

Петух гуляет около забора. Петух нашел червяка и позвал курицу с цыпленком и т.д.

* Картинки, где изображено 2 и больше действий.

#Девочка подметает пол, а мама шьет.

* Составление предложений по одной предметной картинки. Например: картинка кукла.

# Мама купила мне куклу.

* Составление по нескольким предметным картинкам.

Например: картинки кот и мышка.

#Кот ловит мышку. Большой рыжий кот ловит маленькую серенькую мышку.

        Для развития внимания и памяти проводим с картинками такие игры как, «Запомни и повтори», «Что изменилось?» При выполнении задания, я прошу сначала сказать что это? Кто это? Какого цвета, или из чего сделан, или где он находился?

Игра: «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и памяти, пространственной ориентировки,  умения составлять сложные предложения.   

 Например:

а)  Андрей: «Вы убрали серого ежика, а положили полосатого тигра».

б) Андрей: «Белый медведь находился между серым слоном и полосатым тигром. Теперь он находится справа от тигра».

 Мы используем  в своей работе игры типа домино. Они позволяют в игровой форме решать несколько задач сразу:

* Активизация речи детей;

* Обогащение словаря;

   Дети не просто знают название предмета, а могут соотнести с самим предметом. Часто в практике сталкиваешься с тем, что дети называют птиц, детенышей животных, а когда показываешь картинку, не могут назвать: вместо сорока – ворона и т.д.

* Активизация мыслительной деятельности;

* Развитие внимания,  памяти;

* Умение вести диалог;

* Внимательно слушать других и приходить на помощь.

          Познакомьтесь  с несколькими играми:

Игра: «У кого предмет такого же цвета?»

Цель: Закрепление цвета, умения согласовывать прилагательные с существительными, составления предложения.

Ребенок: «Здесь синее ведро, а у меня – синяя шапка.

Бабушка связала мне синюю шапку.

Ребенок: «Здесь желтый подсолнух, а у меня – желтое солнце»

Летом в поле растет желтый подсолнух.

Игра: «У кого столько же предметов?»

Цель: Закрепление счета, согласование числительных и прилагательных с существительными, умение задавать вопрос.

Слава: «Здесь 2 яблока, у кого есть картинка, где 2 предмета?»

Вика: «У меня 2 машинки».

Дима: «Какие по цвету у тебя машинки?»

Вика: «У меня машинки разного цвета».

Игра: «Обобщающие понятия»

Цель: Закрепление обобщающих понятий, умения

 составлять предложения.

Света: « Здесь нарядное платье – это одежда».

Саша: «У меня зеленые шорты - это тоже одежда».

Соня: «Здесь резиновые сапоги – это обувь. »

Логопед: «Я думаю, что сюда подойдет  вот эта красная шляпа».

Дети: «Извините, но вы ошиблись. Шляпа это головной убор, а нам нужна обувь. К этой картинке подойдут туфли».

Для поддержания более длительного интереса при выполнении задания можно использовать компьютерные игры: «Логика», «Шипящие  звуки» и так далее. Дети  с удовольствием выполняют задания на компьютере.

Игра: «Логика»  

# На первой картинке нарисован лебедь – а на второй слон

Игра: «Улитка»

Цель: автоматизация звука «Ш», определение места звука Ш, придумывание предложений.

Логопед: Выбрать картинки, в названии которых звук «Ш» звучит в конце слова, и придумать предложение.

Ребенок выбирает картинку и составляет предложение.

# В слове душ последний звук Ш. Из душа течет вода.

Работу с картинкой можно проводить не только сидя за столом. Я хочу предложить вашему вниманию

несколько динамичных игр, которые позволяют увеличить двигательную активность детей. И самое главное – дети с удовольствием играют в них.

Игра: «Найди картинку» 

Цель: практическое усвоение предлогов, закрепление обобщающих понятий, умения составлять сложные предложения, приходить на помощь.

(вертолет, автобус, трамвай, электричка, теплоход, лодка, пожарная машина, вертолет)

Логопед: Нужно запомнить, где нашли и откуда взяли».

Дети находят картинки и встают в круг.

Ксюша: «Я нашла лодку под стулом. Взяла ее из-под стула».

Игра: «Собери свой круг».

Цель: Закрепление обобщающих понятий, активизация словаря, развитие внимания, умения отвечать полными предложениями.

Картинки: диван, кровать, шкаф, стол, кроссовки, тапочки, сапоги, туфли.

Логопед: «Дети посмотри те на свои картинки. На счет раз, два, три нужно сделать два круга: в одном круге – обувь, а в другом – мебель».

Логопед: «Степа, ты почему встал в этот круг?»

Степа: «У меня сапоги это обувь. Здесь у всех обувь».

Логопед: «Какие у Степы на картинки сапоги?»

Дети: «Резиновые».

Логопед: «Можно их носить зимой?»

Ответы детей.

Игра «Живые картинки». В форме этой игры можно проводить игры «Что изменилось?», Какая картинка лишняя», «Запомни и повтори» и т.д.

Игра: «Запомни и повтори».

Цель:  развивать память, внимание, активизировать словарь, умение составлять предложения.

Дети с картинками: лев, еж, волк, заяц, лисица, белка

стоят в линейку.

Логопед: «Дети, нужно внимательно посмотреть на картинки и  запомнить».

Выходит ребенок, внимательно смотрит, потом все дети с картинками отворачиваются. Он  начинает называть картинки, если правильно назвал, ребенок,  у которого есть такая картинка, поворачивается.

С теми картинками, которые он не вспомнил,  все придумывают предложения. 

Игра: «День рождение у Маши и Миши»

Цель: Воспитание добрых чувств, гентерное воспитание. Закрепить умение составлять сложные предложения с союзом «что бы».

У детей картинки:  для Миши – машинка, рубашка;

для Маши – туфли, кукла; общие картинки – юла, чашка.

Логопед: «Сегодня у Миши и Маши день рождение.

На день рождение дарят подарки. Мы тоже будем дарить. Посмотрите на свои картинки и подумайте у кого подарки для Миши, а у кого -  для Маши. Есть подарки,  которые можно дарить и Мише и Маше».

Вероника: «Я подарю Маше красивую куклу, чтобы она

играла с ней».

Логопед: «Степа, кому можно подарить разноцветную юлу?»

Слава: «Разноцветную юлу можно подарить и Маше и Мише».

Игра: «Магазин»

Цель: закрепить умение вести диалог, составлять описательный рассказ, внимательно слушать друг друга, задавать вопросы, делить слова на слоги.

На доске картинки: виноград, груша, апельсин.

Дети выбирают продавца. У покупателя «деньги – карточка с количеством слогов».

---     ---    ---

Логопед: - У вас «деньги – карточки», на которых показано количество слогов. Вы можете купить только тот фрукт,  в названии которого столько же слогов. Продавец должен проверить.

Продавец – Что вы хотите купить?

Покупатель – Я хочу купить апельсин, потому что в этом слове три слога, а у меня на карточке три полоски.

Продавец проверяет.

Продавец - Расскажите, пожалуйста, про свою покупку.

Покупатель - Апельсин это фрукт. Растет на дереве. Он круглый, оранжевый.

Логопед - Кто хочет задать вопрос?

Ребенок – У апельсина есть кожура?

Покупатель – У апельсина есть кожура.

Продавец – Для чего вам апельсин?

Покупатель – Я из апельсина приготовлю апельсиновый сок.

 Игры, с которыми мы вас познакомили, можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, а так же в утренние и вечерние часы. Предложить некоторые игры родителям, чтобы они поиграли дома. Дети с удовольствием берут их домой.

          Систематическое  использование картинок на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, в повседневной жизни, позволяет значительно  активизировать словарь, расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), развить связную речь, коммуникативные способности, поддерживать более длительно интерес к занятиям.

Яндекс.Метрика