Использование картин для активизации речи детей
Учителя – логопеды Понамарева А. Ф., Фролова А. Г.
Речь является способом формирования и формулирования мысли, средством социальной связи и воздействия на окружающих.
Л. С. Выгодским экспериментально доказано, что основная функция речи – коммуникативная. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей, наличие определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. В исследованиях О. И. Соловьевой и М. Ф. Фомичевой отмечено, что умение связно выражать свои мысли развиваются у детей лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
Учитывая то, что дети дошкольного возраста недостаточно активны на занятиях и у них преобладает наглядно – образное мышление, в своей работе как можно чаще использую картинки, что помогает обогащать словарь, повышать заинтересованности детей, удерживать внимания, развивать памяти, активизировать речь.
При работе с картинкой формируем навыки построения различных типов предложений:
* сначала даем картинки с простым сюжетом (Мальчик держит мячик), с последующим распространением однородными определениями
при помощи вопросов: какой мальчик большой или маленький? какой мячик, если он сделан из резины?
# Маленький мальчик держит резиновый мячик.
* Хорошо использовать фланелеграф. Этот вид работы динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи предложно-падежные конструкции.
(Картинки: петух, забор, курица, цыпленок, червячок)
Петух гуляет около забора. Петух нашел червяка и позвал курицу с цыпленком и т.д.
* Картинки, где изображено 2 и больше действий.
#Девочка подметает пол, а мама шьет.
* Составление предложений по одной предметной картинки. Например: картинка кукла.
# Мама купила мне куклу.
* Составление по нескольким предметным картинкам.
Например: картинки кот и мышка.
#Кот ловит мышку. Большой рыжий кот ловит маленькую серенькую мышку.
Для развития внимания и памяти проводим с картинками такие игры как, «Запомни и повтори», «Что изменилось?» При выполнении задания, я прошу сначала сказать что это? Кто это? Какого цвета, или из чего сделан, или где он находился?
Игра: «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания и памяти, пространственной ориентировки, умения составлять сложные предложения.
Например:
а) Андрей: «Вы убрали серого ежика, а положили полосатого тигра».
б) Андрей: «Белый медведь находился между серым слоном и полосатым тигром. Теперь он находится справа от тигра».
Мы используем в своей работе игры типа домино. Они позволяют в игровой форме решать несколько задач сразу:
* Активизация речи детей;
* Обогащение словаря;
Дети не просто знают название предмета, а могут соотнести с самим предметом. Часто в практике сталкиваешься с тем, что дети называют птиц, детенышей животных, а когда показываешь картинку, не могут назвать: вместо сорока – ворона и т.д.
* Активизация мыслительной деятельности;
* Развитие внимания, памяти;
* Умение вести диалог;
* Внимательно слушать других и приходить на помощь.
Познакомьтесь с несколькими играми:
Игра: «У кого предмет такого же цвета?»
Цель: Закрепление цвета, умения согласовывать прилагательные с существительными, составления предложения.
Ребенок: «Здесь синее ведро, а у меня – синяя шапка.
Бабушка связала мне синюю шапку.
Ребенок: «Здесь желтый подсолнух, а у меня – желтое солнце»
Летом в поле растет желтый подсолнух.
Игра: «У кого столько же предметов?»
Цель: Закрепление счета, согласование числительных и прилагательных с существительными, умение задавать вопрос.
Слава: «Здесь 2 яблока, у кого есть картинка, где 2 предмета?»
Вика: «У меня 2 машинки».
Дима: «Какие по цвету у тебя машинки?»
Вика: «У меня машинки разного цвета».
Игра: «Обобщающие понятия»
Цель: Закрепление обобщающих понятий, умения
составлять предложения.
Света: « Здесь нарядное платье – это одежда».
Саша: «У меня зеленые шорты - это тоже одежда».
Соня: «Здесь резиновые сапоги – это обувь. »
Логопед: «Я думаю, что сюда подойдет вот эта красная шляпа».
Дети: «Извините, но вы ошиблись. Шляпа это головной убор, а нам нужна обувь. К этой картинке подойдут туфли».
Для поддержания более длительного интереса при выполнении задания можно использовать компьютерные игры: «Логика», «Шипящие звуки» и так далее. Дети с удовольствием выполняют задания на компьютере.
Игра: «Логика»
# На первой картинке нарисован лебедь – а на второй слон
Игра: «Улитка»
Цель: автоматизация звука «Ш», определение места звука Ш, придумывание предложений.
Логопед: Выбрать картинки, в названии которых звук «Ш» звучит в конце слова, и придумать предложение.
Ребенок выбирает картинку и составляет предложение.
# В слове душ последний звук Ш. Из душа течет вода.
Работу с картинкой можно проводить не только сидя за столом. Я хочу предложить вашему вниманию
несколько динамичных игр, которые позволяют увеличить двигательную активность детей. И самое главное – дети с удовольствием играют в них.
Игра: «Найди картинку»
Цель: практическое усвоение предлогов, закрепление обобщающих понятий, умения составлять сложные предложения, приходить на помощь.
(вертолет, автобус, трамвай, электричка, теплоход, лодка, пожарная машина, вертолет)
Логопед: Нужно запомнить, где нашли и откуда взяли».
Дети находят картинки и встают в круг.
Ксюша: «Я нашла лодку под стулом. Взяла ее из-под стула».
Игра: «Собери свой круг».
Цель: Закрепление обобщающих понятий, активизация словаря, развитие внимания, умения отвечать полными предложениями.
Картинки: диван, кровать, шкаф, стол, кроссовки, тапочки, сапоги, туфли.
Логопед: «Дети посмотри те на свои картинки. На счет раз, два, три нужно сделать два круга: в одном круге – обувь, а в другом – мебель».
Логопед: «Степа, ты почему встал в этот круг?»
Степа: «У меня сапоги это обувь. Здесь у всех обувь».
Логопед: «Какие у Степы на картинки сапоги?»
Дети: «Резиновые».
Логопед: «Можно их носить зимой?»
Ответы детей.
Игра «Живые картинки». В форме этой игры можно проводить игры «Что изменилось?», Какая картинка лишняя», «Запомни и повтори» и т.д.
Игра: «Запомни и повтори».
Цель: развивать память, внимание, активизировать словарь, умение составлять предложения.
Дети с картинками: лев, еж, волк, заяц, лисица, белка
стоят в линейку.
Логопед: «Дети, нужно внимательно посмотреть на картинки и запомнить».
Выходит ребенок, внимательно смотрит, потом все дети с картинками отворачиваются. Он начинает называть картинки, если правильно назвал, ребенок, у которого есть такая картинка, поворачивается.
С теми картинками, которые он не вспомнил, все придумывают предложения.
Игра: «День рождение у Маши и Миши»
Цель: Воспитание добрых чувств, гентерное воспитание. Закрепить умение составлять сложные предложения с союзом «что бы».
У детей картинки: для Миши – машинка, рубашка;
для Маши – туфли, кукла; общие картинки – юла, чашка.
Логопед: «Сегодня у Миши и Маши день рождение.
На день рождение дарят подарки. Мы тоже будем дарить. Посмотрите на свои картинки и подумайте у кого подарки для Миши, а у кого - для Маши. Есть подарки, которые можно дарить и Мише и Маше».
Вероника: «Я подарю Маше красивую куклу, чтобы она
играла с ней».
Логопед: «Степа, кому можно подарить разноцветную юлу?»
Слава: «Разноцветную юлу можно подарить и Маше и Мише».
Игра: «Магазин»
Цель: закрепить умение вести диалог, составлять описательный рассказ, внимательно слушать друг друга, задавать вопросы, делить слова на слоги.
На доске картинки: виноград, груша, апельсин.
Дети выбирают продавца. У покупателя «деньги – карточка с количеством слогов».
--- --- --- |
Логопед: - У вас «деньги – карточки», на которых показано количество слогов. Вы можете купить только тот фрукт, в названии которого столько же слогов. Продавец должен проверить.
Продавец – Что вы хотите купить?
Покупатель – Я хочу купить апельсин, потому что в этом слове три слога, а у меня на карточке три полоски.
Продавец проверяет.
Продавец - Расскажите, пожалуйста, про свою покупку.
Покупатель - Апельсин это фрукт. Растет на дереве. Он круглый, оранжевый.
Логопед - Кто хочет задать вопрос?
Ребенок – У апельсина есть кожура?
Покупатель – У апельсина есть кожура.
Продавец – Для чего вам апельсин?
Покупатель – Я из апельсина приготовлю апельсиновый сок.
Игры, с которыми мы вас познакомили, можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, а так же в утренние и вечерние часы. Предложить некоторые игры родителям, чтобы они поиграли дома. Дети с удовольствием берут их домой.
Систематическое использование картинок на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, в повседневной жизни, позволяет значительно активизировать словарь, расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), развить связную речь, коммуникативные способности, поддерживать более длительно интерес к занятиям.