Детский сад 82 г.Томск - Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников

Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников

Категория: Советы учителя логопеда Опубликовано: 21.05.2020

В последние время педагоги констатируют катастрофическое нарастание количества детей с проблемами в поведении и обучении. Они в процессе своей профессиональной деятельности нередко сталкивается с невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу детьми. В дальнейшем, придя в школу, эти дети имеют проблемы в чтении, при письме делают большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в счете и т. д.

Чаще всего, дело не в том, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причина этих проблем в особенностях строения мозга, а так же в несформированности у него межполушарных связей. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении. Оно дается ребенку тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний. Страдают такие психические процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, моторика и др., которые являются основными, определяющими успешность развития ребенка.

Такие дети нуждаются в специализированной помощи, которую отчасти могут получить в дошкольном учреждении. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему. Правильность взаимодействия полушарий зависит от наличия устойчивых и прочных нейронных связей между ними. Если происходит нарушение в механизме этих связей, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. Это ведет к различным нарушениям в развитии и обучении. Чем лучше будут налажены межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Для повышения эффективности мыслительной работы детей игры и упражнения включаем в образовательную деятельность по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Кинезиологические упражнения применяются ежедневно во время физкультминуток, утренней гимнастики. Так же ежедневно отводим время в индивидуальной работе с детьми на выполнение упражнений с последующим их усложнением.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми, которые мы используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации.

1) «Прикосновения»

Ход: Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства.

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

2) «Слепые шаги»

Ход: Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к воспитателю.

Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.

Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.

1) Рыба, птица, зверь (для детей с 4 лет)

Цель: развитие переключения внимания, памяти, мышления.

Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.

Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т. д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.

2) Игра «Фигуры»

Цель: расширение объема запоминания зрительной информации, анализ пространственной организации стимулов.

Ход: Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры усложняются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный анализ фигуры.

3)Игра «Вспоминаем знакомые движения»

Цель: активизация долговременной двигательной памяти.

Ход: Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки, лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т. п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой.

На следующем этапе можно проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший загадывает свою «загадку».

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, налаживают координацию, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания,снижают утомляемость и повышают эмоционально-волевую устойчивость.

Немного об условиях успешного выполнения кинезиологических упражнений:

  1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
  2. Работа проводится как левой, так и правой рукой поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
  3. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
  4. Заниматься необходимо ежедневно.

В этом блоке мы используем такие упражнения, как:

1) «Лезгинка»

Ход: Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

2) «Кулак-ребро-ладонь»

Ход: Ребенку нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.

3) «Швейная машинка»

Ход: Левой рукой совершаются вращательные движения вперед (пальцы левой руки сжаты в кулак). Указательный палец правой руки совершает ритмичные постукивания по столу. Смена положения рук. Выполняется под счет.

4) «Яблочко и червячок»

Ход: Большой палец это червячок. Червячок прячется то в одном яблочке, то в другом.

Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказывает положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Такие коррекционные занятия, по нашему мнению, помогут устранить многие проблемы при подготовке к школьному обучению, будут способствовать успешному развитию ребенка.

Учитель-логопед Толокнова Ю.В.

Яндекс.Метрика