Сколько занятий нужно, чтобы исправить речь детей?
Об этом не всегда спрашивают родители (стесняются, что ли), но абсолютно каждого волнует, сколько же занятий потребуется для постановки звуков.
Первое, что надо знать родителю -работа над звуками всегда индивидуальна. Здесь не работает принцип "а нашей соседке Р за 2 занятия поставили. Поставьте и нам за два.
Перед тем, как логопед начнет ставить звук, нужно проделать большую подготовительную работу: подготовить мышцы языка, губ, щек (массажем, артикуляционной гимнастикой); научить ребенка правильно и долго дуть, а также СЛЫШАТЬ нужный звук, отличать его от других, различать правильное и неправильное произношение.
Сколько же занятий потребуется? Зависит от того, какая причина неправильного произношения, сколько лет ребенку, как развиты его память, мышление, внимание, насколько он усидчив и т.д.
Сейчас мы говорим о ребенке, у которого есть речь (он говорит длинными предложениями) и сохранен интеллект. У ребенка ДИЗАРТРИЯ.
Дизартрия – это нарушение ОРГАНИЧЕСКОГО характера. Органическое нарушение (когда есть нарушение на уровне нервной системы) нельзя исправить быстро. Это сложное нарушение. К чему надо быть готовым, если у ребенка дизартрия? Долгая, не всегда успешная постановка звуков. Откаты назад в периоды длинных выходных и на каникулах, после болезней. Даже если просто два-три дня не повторять материал дома, ребенок быстро теряет навыки.
Во многом коррекция зависит от индивидуальных компенсаторных возможностей организма ребенка. Т.е. коррекция звуков может продлиться и полгода, и год, и два, при тяжелой степени – всю жизнь.
Ускоряет сроки триада "ЛЕЧЕНИЕ-ЗАНЯТИЯ с логопедом-ежедневное ЗАКРЕПЛЕНИЕ дома". Без закрепления дома ничего не получится, ребенок продолжит говорить невнятно. Хотите, чтобы результат был побыстрее - регулярно ходите на занятия и постоянно повторяйте дома.
У ребенка нарушено только звукопроизношение, без органических нарушений (дизартрии нет). В этом случае звуки исправляются быстрее. Как быстро?
Исследования ученых показывают, что новая ПРИВЫЧКА у человека вырабатывается в течение 60 дней (а произнесение звуков - это привычка ставить губы, зубы, язык определенным образом). Мы должны изменить у ребенка ПРИВЫЧКУ говорить неправильно. Подумайте, насколько взрослым легко менять свои привычки?.. Ага. Так и у детей. Не 5 минут дело.
⠀ А теперь считаем: Если говорить о 60 уроках логопеда без участия родителей в процессе коррекции (при условии занятий 2 раза в неделю без пропусков), то процесс займет почти 8 месяцев, то есть учебный год (если было нарушено 2-6 звуков. Если >6 - от года до 2.. и более). Если мы говорим о 60 днях ежедневного труда родителей совместно с логопедом – это 3-4 месяца работы (включая время на подготовку речевого аппарата к произнесению звука).
⠀Это на ОДНУ группу звуков (свистящие, шипящие или сонорные). Т.е. «С, З, Ц» - 3-4 месяца. «Ш, Ж, Ч ,Щ» - еще 3-4 месяца и т.д. Не надо ждать от логопеда волшебства.
Приложенные логопедом усилия никогда не заменят усилий родителей.
⠀Что Вы делали, чтобы ребенок начал правильно выговаривать звуки в обычной речи? Какую мотивацию для детей придумывали? Одна моя знакомая сказала внучке, что если она научится говорить "моРе", то они туда поедут (это было зимой). В мае внучка подошла к бабушке и, заглянув в глаза, четко 5 раз сказала: " МОРЕ. МОРЕ. МОРЕ..". Пришлось ехать.
Учитель-логопед Толокнова Ю.В.