Детский сад 82 г.Томск - Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Категория: Советы психолога Опубликовано: 28.10.2017

Подготовка к обучению в школе – это очень важный момент как для ребенка, так и для его родителей. Главной целью такой подготовки будет успешное вхождение в новую учебную деятельность, в которой будут новые требования, новые преподаватели и совсем другая обстановка. Не каждый ребенок будет способен легко преодолеть все нововведения при этом переходе – из детского сада в школу. Так как же помочь ребенку преодолеть трудности которые будут встречаться на его пути в этот важный период его жизни?  Важно определить уровень психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность включает в себя:

- личностную готовность;

- эмоционально-волевую готовность;

- интеллектуальную готовность.

Личностная готовность  определяется уровнем развития мотивационной и коммуникативной сферы у ребенка. Мотивационная готовность показывает отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям. Сформированная мотивация к обучению в школе будет выражаться в понимании и желании перейти от дошкольного обучения к школьному. То есть ребенок должен понимать что он не просто идет в школу, а то за чем он туда идет: получать новые знания, показывать свои способности, познакомиться с новыми детьми и др.

Коммуникативная готовность к поступлению в школу будет выражаться в желании и умении общаться со сверстниками и с преподавателями. Здесь важен именно уровень развития коммуникации ребенка, так как его будет окружать большее количество людей, он переходит из группы детского сада, где все люди были знакомы и привычны в новый детский коллектив – класс. Новый преподаватель будет говорить о новых правилах поведения и ребенок должен будет их усваивать, на это потребуется время, но результат будет зависеть от готовности эти правила понимать и выполнять.

Для развития личностной готовности родителям необходимо развивать и повышать самооценку ребенка:

- хвалить за достижения, даже за те, которые кажутся вам незначительными;

- не критиковать за неудачи, а стараться поддержать: «В следующий раз у тебя получиться лучше», «Ты не сделал это задание, но зато преуспел в другом»;

- не сравнивать ребенка с другими детьми, говорить только о его достижениях, или сравнивать только его результаты: «Сегодня твоя работа сделана лучше, чем предыдущая»;

- стараться помогать ребенку советами, а не приказами, это развивает адекватную самооценку ребенка собственным действиям.

Интеллектуальная готовность это основа для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Она определенно основывается на уже имеющихся у ребенка знаниях об окружающем его мире, о том как развито наглядно-образное мышление, зрительно-моторная координация, сенсорное восприятие. Эти навыки нужны для успешного овладения новых школьных требований: в правописании, развитии речевых способностей, математических знаний, в развитии образного и логического мышления.

При наличии интеллектуальной готовности к школе ребенок активно проявляет познавательные способности, ориентируется в окружающем пространстве, активно экспериментирует, наблюдает и открывает для себя новые знания и умения. Ребенок стремиться к получению новых знаний и умеет применить свои знания в практической деятельности, строить логические связи между событиями.

Что бы развивать интеллектуальную готовность родителям необходимо:

- учить ребенка строить рассуждения и делать выводы, задавая ему вопросы: «Почему ты так считаешь?», «Если сейчас так, то что будет потом?», «Как ты думаешь, почему так произошло?»;

- учить ребенка задавать вопросы и быть готовыми отвечать на эти вопросы, это очень важно, потому что мышление начинается с постановки вопроса;

- интересоваться какие знания получил ребенок, повторяя новые знания ребенок структурирует и усваивает их быстрее и на длительный срок.

Эмоционально - волевая готовность - включает в себя умение ребенка ставить перед собой цель, умение управлять своим поведением, организовывать свое рабочее место, оценивать свои результаты, адекватно реагировать на замечания.

Если эмоционально-волевая готовность сформирована, то ребенок способен проявлять упорство в своей деятельности, то есть завершать начатое, ставить логическое завершение в конце деятельности. Так же ребенок должен различать свои эмоции и понимать их, как и эмоции окружающих, то есть уметь сочувствовать и сопереживать.

 Эти компоненты закладывают основу для понимания своей роли в образовательном пространстве: я – ученик. Ребенок переходит в новую образовательную среду, поэтому он должен быть готов к новым правилам организации своей деятельности, к новым нормам общения между педагогом и детьми и к новым правилам поведения во время образовательной деятельности – уроков.

Для развития эмоционально-волевой готовности ребенка родителям можно выполнять следующее:

- ставить перед ребенком выполнимые цели и отслеживать их реализацию;

- не игнорировать эмоции ребенка и говорить ему о своих;

- устанавливать правила и следить за их выполнением.

Так же важно говорить с ребенком о том, что он скоро пойдет в школу, рассказывать о первом опыте обучения в школе, о том что было интересно родителям в своем обучении. Это создаст эмоциональную опору для ребенка и понимание того что родитель сможет ему помочь в случае затруднения.

 Ребенка может привлекать не только обучение, но и факт того что он становиться более взрослым, самостоятельным. Так же могут привлекать и внешние атрибуты – школьная форма, новые учебные принадлежности. Все это в совокупности определяет желание ребенка перейти в новый более взрослый жизненный статус, поэтому главное что он будет ждать от родителей это поддержка и опора в этот непростой жизненный период!

Педагог-психолог Павлова Н.В.

Яндекс.Метрика