КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЗНАКОМИТЬСЯ И ДРУЖИТЬ?
Дети шумно играют на детплощадке, а ваш держится в сторонке. Стесняется, теряется, не знает, как включиться в игру и обратить на себя внимание. Как помочь познакомиться и завести друзей?
Многие дети, несмотря на интерес к сверстникам, не могут найти с ними общий язык и боятся заводить новые знакомства. Однажды столкнувшись с отказом или равнодушием, ребёнок не решается вновь проявлять инициативу. Каким приёмам можно научить малыша, чтобы подарить ему лёгкость общения?
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЗНАКОМИТЬСЯ?
Если красноречие — не самая сильная сторона ребёнка, можно попробовать обойти традиционный детский ритуал знакомства с выяснением имени и возраста. Возьмите на себя «отбор кандидатов», чтобы опыт вашего малыша был положительным.
Наметив кандидата, можно начать готовить почву для знакомства:
- Предложите своему малышу посмотреть, чем занят другой ребёнок, и похвалите то, что он делает, например: «Ого, какой большой гараж строит мальчик! Может быть, ему нужно помочь вытаскивать песок?»В случае молчания или отрицательного ответа не отступайте. Наоборот, предложите сыну или дочери тоже построить гараж. Скорее всего, ваш сосед по песочнице не выдержит и начнёт давать советы или комментировать то, что вы делаете. Все вопросы и реплики переадресовывайте своему ребёнку, чтобы он включился в разговор.
- Старайтесь сами время от времени знакомиться на детских площадках с другими родителями.Ваши беседы или проводы друг друга до дома будут создавать возможности для совместных игр детей.
- Детскую дружбу легко «купить». Принесите на площадку баночку мыльных пузырей или мелки и просто начните играть с ребёнком.Вскоре к вам потянутся зрители, желающие разделить радость надувания и рисования.
О ЧЁМ ГОВОРИТЬ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ?
Некоторым детям несложно познакомиться. Однако дальше обмена дежурными фразами дело не идёт.
В таком случае важно помочь ребёнку найти универсальные темы для обсуждения. Для этого нужно быть в курсе современных детских трендов, даже если они кажутся чудными или вредными. Например, придётся выучить имена всех «фиксиков» и знать, во что могут превращаться трансформеры. Вовсе не обязательно сильно погружаться в каждую из тем — достаточно иметь ключевые представления.
- Обращайте внимание на то, что обсуждают между собой ровесники вашего ребёнка, какие игрушки они приносят на площадкуи какая символика нарисована на их одежде. Обсуждение картинок, надписей и персонажей можно начинать с универсального вопроса: «Тебе нравится этот мультфильм? Я тоже смотрел!»
- Откройте своему ребёнку один секрет: лучший собеседник — это внимательный слушатель.Объясните, что для поддержания беседы не обязательно всё время говорить самому. Выбрав тему, интересную для другого ребёнка, можно вообще ограничиться редкими вставками «Ага!» или «Ничего себе!» и при этом приятно провести время, узнав что-то новое.
- Иногда ребёнку стоит, наоборот, сделать акцент на своих увлечениях и достижениях. Например, он может рассказать, что занимается танцами, и показать пару эффектных движений. Многие дети полагают, что родители не одобрят подобное «хвастовство». Важно сказать им, что вполне допустимо упоминать о своих интересах и способностях при знакомстве, чтобы рассказать о себе. Подобный навык самопрезентации понадобится ребёнку не только сейчас, но и во взрослой жизни.
- Если тема для разговора никак не находится, можно использовать принцип «что вижу — о том пою». Помогите малышу в поиске того, на что стоит обратить внимание, чтобы сделать предметом разговора. Так, можно предложить новому знакомому вместе понаблюдать за игрой смешной собаки с хозяином или посмотреть с безопасного расстояния, как разворачивается грузовик.
ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЗНАКОМСТВО ПЕРЕРОСЛО В ДРУЖБУ
Допустим, ребёнку удалось познакомиться с ровесником и поиграть вместе с ним. Как закрепить успех, чтобы новое знакомство переросло в дружбу?
- Посоветуйте ребёнку при повторном общении вспоминать наиболее яркие моменты первой встречи, чтобы предложить повторить их. Например: «Помнишь, как мы съезжали с горки в прошлый раз? Давай сегодня так же покатаемся!»
- Вместе с ребёнком выражайте радость при встрече нового знакомого. Любому человеку вне зависимости от возраста нравится, когда его как-то выделяют среди других.
- Обсуждайте с малышом каждую встречу с новым знакомым, отмечая его наиболее удачные фразы или действияи объясняя, почему какие-то слова или поступки, наоборот, были лишними. Именно в такие обсуждения формируются необходимые современным детям «soft skills» («гибкие навыки»).
- Старайтесь сделать запоминающимся конец совместной прогулки, предложив идею для следующей встречи детей.Например, можно обещать принести скакалку или запланировать игру в прятки. Благодаря таким договорённостям вашему малышу будет проще начать разговор на очередной прогулке. От него потребуется просто сказать, что он принёс обещанное.
ПОДГОТОВИЛА: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ВАЛЕНТИЙ А.Д.