ЕСЛИ РЕБЁНОК ДЕРЁТСЯ: КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕТСКОЙ АГРЕССИЕЙ
Он пинается, царапается, щиплется и даже кусается. Речь не о диком медвежонке, а о милом малыше, умном и весёлом, который обычно прекрасно играет со всей группой в детском саду. Но если настроение у него портится, получить может любой. Что делать, если ребёнок дерётся?
Забирая вечером ребёнка из детского сада, вы с содроганием представляете, что услышите рассказ воспитателя об очередной драке. Дома маленький агрессор тоже часто пускает в ход кулаки или зубы. В чём причина такого поведения и как родителям научить ребёнка выражать недовольство без насилия?
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ДЕРЁТСЯ И КУСАЕТСЯ?
Агрессивность –важная черта личности, помогающая ребёнку реагировать на несправедливость, защищаться и конкурировать. В то же время, дети, ещё не слишком хорошо владеющие речью, не могут чётко сформулировать свои претензии или аргументы в споре. Некоторым малышам мешает излишняя импульсивность, поэтому проще ударить противника лопаткой, чем подбирать слова.
Стремясь избежать драк, родителям не следует пытаться полностью избавить ребёнка от агрессии. Важно изменить форму конфликта, оставив за ребёнком право на негативные эмоции.
Чтобы помочь ребёнку мирно разрешать конфликтные ситуации, нужно освоить с ним несколько универсальных фраз. Вряд ли получится сразу и полностью устранить рукоприкладство, но количество инцидентов точно снизится.
«Мне не нравится…» Дальше может следовать любое продолжение: «эта игра», «такая шутка» и др. Важно, чтобы ребёнок мог выразить своё недовольство, не прибегая к физической агрессии.
«Отойди, пожалуйста! Ты мне мешаешь!» В сочетании с этими словами можно потренироваться перед зеркалом делать грозное выражение лица.
«Отдай, я это первый взял!» Делёж игрушек является частым поводом для ссор. Поэтому важно объяснить ребёнку, как определить, кто является первым, и обсудить наиболее типичные ситуации.
! Важно неоднократно отрепетировать эти фразы дома, чтобы они легче давались малышу в ситуации реального конфликта!
КАК ОТУЧИТЬ РЕБЁНКА ДРАТЬСЯ?
Представьте, что вы поссорились с близким человеком и мысленно прокручиваете эту ситуацию, пытаясь найти из неё оптимальный выход. Этому навыку необходимо научить ребёнка, чтобы он мог видеть разные возможности и последствия своих действий вместо одного универсального способа «кулаком по лбу».
С этой целью можно использовать сюжетно-ролевую игру, в которой с помощью любимых персонажей ребёнка (это могут быть мягкие игрушки, куклы, трансформеры или даже машинки) вы будете разыгрывать произошедшие за день конфликты и варианты их исхода.
- Не запрещайте малышу обзывать и бить игрушечных «врагов».Такой выход негативных эмоций необходим ему и является способом снижения агрессивности в реальной жизни. Однако важно каждый раз заканчивать такую игру на позитивной ноте: все примирились, успешно поделили игрушки, принесли извинения, признали свои ошибки.
- Аналогичные приёмы можно использовать в рисунке. Например, предложите ребёнку вместе нарисовать комикс по мотивам недавнего конфликта в детском саду или на площадке. Старайтесь при этом придумывать реплики «врага», которые бы раскрывали причины его поступков. Так, в ситуации, когда кто-то из ровесников навязывает ребёнку свои правила игры, от имени персонажа комикса скажите, что он очень хочет дружить, но не умеет слушать других людей.
- Читайте ребёнку психотерапевтические сказки и книги про эмоции, которые сейчас издаются большими тиражами и охватывают все возможные проблемы дошкольников. Вы также можете по аналогии сочинить свою сказку, которая будет максимально созвучна переживаниям именно вашего малыша.
- Играя, рисуя или рассказывая сказки, обязательно делайте акцент на причинно-следственных связях в цепочке тех или иных событий. Также подчёркивайте несоразмерность агрессивного ответа действиям других детей. Например, если кто-то долго занимает качели и отказывается их освобождать, можно не стаскивать этого ребёнка насильно, а пойти поиграть с его игрушками. Это вынудит вредину слезть с качелей, чтобы спасти своё имущество.
Подготовила: педагог-психолог Валентий А.Д.