НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ДИЗАРТРИЕЙ
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». Г. Томск, Россия
МАДОУ « Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 82», г. Томск, Россия
Научный руководитель: Канд. псих наук, доцент кафедры специальной психо-логии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» О.В. Каракулова
Аннотация. В данной статье освещается актуальность использования нейропсихологических игр в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. Дано научное обоснование нейропсихологических игр, отражена актуализация техники нейропсихологических игр для решения основных целей и задач коррекционной работы по развитию речи детей с дизартрией. В исследовании представлена серия нейропсихологических игр для использования их в коррекционной работе по развитию речи детей. Гармоничное сочетание традиционных методов коррекционной работы с применением нейропсихологических игр позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решать задачи речевого развития дошкольников.
Дошкольная популяция детей очень сильно меняется и далеко не в лучшую сторону: возросло количество физически ослабленных детей, инвалидов и страдающих различными отклонениями по здоровью. Многие современные педагоги осознают ‑ работать традиционно, «по-старому» уже нельзя. Для этого нужно многое менять и в методических подходах, и в работе с детьми, а также в диагностике и коррекции различных нарушений психофизического развития ребенка [1, с. 10].
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан с учетом всех этих моментов и вполне позволяет расти и развиваться детям, имеющим ограничения по здоровью. Один из методов результативных изменений в работе педагога является нейропсихологический подход в диагностике и коррекции различных отклонений, включая дизартрию, теоретическая основа которого была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [4, с. 57].
Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ [3, с. 64].
Нейропсихология разрабатывалась для реабилитации людей с локальными поражениями головного мозга (после инсульта, черепно-мозговых травм). Сейчас нейропсихологи много работают с детьми, так как мозг ребенка более пластичен ‑ если есть трудности, их можно быстро преодолеть, мозг быстро адаптируется.
А. Р. Лурия о ценности нейропсихологических наук писал: «Задача нейропсихологии ‑ это изучение мозговых основ психической деятельности человека с привлечением новых, психологических, методов для топической диагностики локальных поражений мозга» [10, с. 6].
Включая в программу нейрокоррекции двигательные и когнитивные (умственные) упражнения, мы работаем сразу со всеми навыками. Упражнения «перестраивают» работу мозга так, что ребенок становится более усидчивым и внимательным, допускает меньше ошибок при чтении или письме, улучшаются его память, моторные навыки. Незрелые участки мозга получают развитие, а функции, которых вообще не было, часто появляются ‑ стоит только нейропсихологу подобрать правильное задание. Эти упражнения получили стали называть нейропсихологическими играми.
Таким образом, нейропсихологические игры ‑ это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями [11, с. 72].
Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие [8, с. 29].
С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
- Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).
- Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др. [12, с. 44].
Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.
Речь детей с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.
Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при дизартрии. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе учителя-логопеда и реализуется вместе с ней.
Преимущества использования нейропсихологических игр в логопедической практике:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем-дефектологом, между детьми [7, с. 53].
Существует огромное количество нейропсихологических игр и упражнений, которые можно разделить на категории:
- Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус и гипотонус мышц.
- Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
- Упражнения на движения глазами. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
- Игры на межполушарное взаимодействие. При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
- Кинезиологические игры ‑ тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис, активизирует энергетический блок мозга.
- Массаж.
- Ритмы. Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях [13, с. 81].
Приведем пример некоторых упражнений, которые дают наибольший эффект в работе с дошкольниками с дизартрией:
- Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).
- Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
- Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
- «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую ‑ на живот. Затем поглаживать по голове от макушки к лицу, а живот поглаживать круговыми движениями, сопровождая проговариванием речевого материала.
- «Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
- «Собери урожай». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую (ребенок подходит к дереву, срывает кружок и отвечает: ‑ Это грУша. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т. д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.
- «Скажи и покажи нужной рукой». Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой) [6, с. 38].
- Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
- «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука ‑ от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
- «Фонарики» ‑ надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук [У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).
- «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
- «Кулачок ‑ ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. Наверху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.
- «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листе бумаги, или возле бассейна с песком, взяв в обе руки по карандашу, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков [14, с. 49-51].
Занятия с нейропсихологическими упражнениями необходимо проводить систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка [9, с. 14].
Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей [2, с. 77].
Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры [5, с. 68].
В результате использования нейропсихологических игр у детей с дизартрией отмечается повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, совершенствование графомоторных навыков, повышение произвольности и самостоятельности, улучшение поведения.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что регулярное использование нейропсихологических игр позволяют преодолеть трудности концентрации и обучения детей с дизартрией: улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.
Литература
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. – Москва: Аст Астрель, 2007. – 320 с.
- Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: учебное пособие для родителей и педагогов / С. Е. Гаврилина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 185 с.
- Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / ред. Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – Москва: Просвешение, 2015. – 152с.
- Карелина, И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И. Б. Карелина // Дефектология. – 2000. ‑ № 1. – С.4.
- Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – Москва: Советская Россия, 1973. – 34 с.
- Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
- Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Союз, 2000. – 192 с.
- Лопухина, И. С. Логопедия – речь, ритм, движение/ И. С. Лопухина – Санкт-Петербург: Дельта, 1997. – 256 с.
- Лыкова, И. А. Художественный труд в детском саду: старшая группа / И. А. Лыкова. – Москва: Цветной мир, 2011. – 144 с.
- Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Р. Лурия. ‑ Москва: Академия, 2003. ‑ 384 с.
- Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.
- Правдина, О. В. Логопедия: учебное пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. изд. 2-е, доп. и перераб / О. В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
- Соботович, Е. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики: научная статья / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Журн. Дефектология. – Москва, 1974, №4. – 7с.
- Токарева, О. А. Дизартрия: учебное пособие / О.А.Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / ред. С. С. Ляпидевский. – М.: Медицина, 1969. – 42 с.