Особенности детей старшего дошкольного возраста
Что меняется в ребенке, что остается прежним, на что следует обратить внимание:
- за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности.
- формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
- расширяются интеллектуальные возможности детей, развивается воображение, память приобретает более избирательный и сложный характер, совершенствуется речь. Все познавательные процессы совершенствуются, и может возникать устойчивая заинтересованность определенными видами деятельности.
- продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был
- возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.
- дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия.
- определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.
- более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.
Учитывая все выше сказанные факторы хотелось бы заострить внимание на социально-коммуникативном взаимодействии детей, то есть как дети общаются между собой и как развиваются в этой области. В данный возрастной период у ребенка формируется понимание собственного «Я» - кто я, что я люблю, что я не люблю, кто мне нравиться и кто не нравится. Чаще всего это понимание и становление проходит при взаимодействии со сверстниками и близкими взрослыми, ребенок отстаивает свои желания: «Я не буду это есть, потому что не люблю такую еду», «Я не хочу идти в паре с ним, он мне не нравиться». Задача родителей при таких проявлениях поддерживать ребенка, но не советовать пути решения, так как ребенок обращается именно за эмоциональной поддержкой: «Я понимаю тебя», «Если бы со мной такое случилось я бы чувствовал себя так же как ты». Если родитель даст ребенку уверенность в том что он сам способен справится с какой либо ситуацией, то в дальнейшем это сделает ребенка более самоуверенным при общении со сверстниками в детском саду, а затем и в школе.
Следует отметить что социальные группы в нашем обществе состоят из разных людей. Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает замечать эти различия как материальные, так и эмоциональные. Если раньше дети чаще взаимодействовали друг с другом, то теперь они условно разделяют друг друга на мальчиков и девочек, на активных и спокойных, и по предпочитаемым видам деятельности. Ребенку необходимо усвоить и принять эти отличия, так как так же будет и в других коллективах. Если не заострять внимание ребенка на особенностях других детей, то ребенок сам решит как ему жить в коллективе с оптимальными возможностями своей реализации. Однако в силу отличий эмоциональной сферы детей у них могут возникать разногласия. Но и здесь ребенок должен усвоить важный жизненный урок – это не первые конфликты и их нужно учиться разрешать. Если ребенок обратиться к вам с жалобой на обидчика не спешите решать этот конфликт за него, предложите подумать: «Как мы можем поступить с этой ситуацией», «Как ты думаешь, какое решение в этой ситуации можно найти».