«Мотивационная готовность ребенка к школе»
Уважаемые родители, вот и пришло то время, когда вы задаетесь вопросом, готов ли ваш ребёнок к школе? Что вам нужно сделать, чтобы в первом классе видеть заинтересованные и восхищенные глаза своего ребенка! В последнее время родители обеспокоены тем, что у детей нет желания идти в школу, педагоги так же отмечают отсутствие интереса у детей к учебной деятельности. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Современные родители понимают, что желание учиться новому не приходит само собой, а формируется кропотливым трудом как их самих, так и педагогов дошкольного учреждения.
Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.
Также мотивационная готовность включает в себя такое важное психологическое качество, как самооценка. Ребенок перед поступлением в школу должен иметь адекватную самооценку, уметь понимать и принимать свои удачи и промахи.
Самооценка дошкольника формируется:
- под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
- под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Критерии самооценки зависят:
- от взрослого;
- от принятой системы воспитательной работы.
Самооценка в разных видах деятельности разная:
- в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
- в грамоте переоценивает;
- в пение недооценивает себя.
Формирование самооценки
- важность деятельности, в которую включен ребенок;
- оценивание его достижений взрослыми и сверстниками.
Дети с адекватной самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.
Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве связаны с тем, что и как говорят о школе родители, как отзываются о школе воспитатели. Важным является поощрение в поведении ребенка важных в учебе качеств и ярких сравнений с эталоном ("Так старательно как ты, делают только самые лучшие ученики в школе" и т. д.)
Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг.», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу - «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильного воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей фразы, которые обесценивают ребенка: «Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Ты наверно у нас будешь двоечником» и др.
Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности.
Отношение родителей к школе и учебе ребенка формирует и отношение ребёнка к этим явлениям. Слишком отдаленный мотив типа «Если будешь хорошо учиться, у тебя будет хорошая работа, когда вырастешь», слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети 6-7 лет не умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще когда будет, а уроки не хочется делать сегодня и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возникнет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить — а вдруг неправильно?
Очень часто сам родитель испытывает страх перед школой или предъявляет к ребёнку завышенные требования. Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только положительные оценки и начнете стыдить его за тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее — оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы?
Наиболее предпочтительная мотивация ребенка — интерес, стремление узнавать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «Хочу в школу».
Как мы взрослые, можем способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе:
- Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
- Посетить вместе со своим ребёнком школу (в рамках «Дня открытых дверей», познакомить малыша с его будущим учителем).
- Использовать загадки на школьную тему.
- Использовать развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Режим дня школьника», и др.
- Рассказывать ребёнку о своих любимых учителях.
- Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
- Совместный просмотр фильмов, телепередач о школьнойжизни с последующим обсуждением.
Дорогие родители, ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой — все это создает положительную мотивацию вашему ребенку.
Желаем вашему ребёнку идти в школу с радостью!
Педагог-психолог О.М. Тюкаева