Детский сад 82 г.Томск - «Мотивационная готовность ребенка к школе»

«Мотивационная готовность ребенка к школе»

Категория: Советы психолога Опубликовано: 27.04.2021

Уважаемые родители, вот и пришло то время, когда вы задаетесь вопросом, готов ли ваш ребёнок к школе? Что вам нужно сделать, чтобы в первом классе видеть заинтересованные и восхищенные глаза своего ребенка! В последнее время родители обеспокоены тем, что у детей нет желания идти в школу, педагоги так же отмечают отсутствие интереса у детей к учебной деятельности. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Современные родители понимают, что желание учиться новому не приходит само собой, а формируется кропотливым трудом как их самих, так и педагогов дошкольного учреждения.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  • положительных представлений о школе;
  • желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
  • сформированной позиции школьника.

Также мотивационная готовность включает в себя такое важное психологическое качество, как самооценка. Ребенок перед поступлением в школу должен иметь адекватную самооценку, уметь понимать и принимать свои удачи и промахи.

Самооценка дошкольника формируется:

  • под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
  • под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят:

  • от взрослого;
  • от принятой системы воспитательной работы.

Самооценка в разных видах деятельности разная:

  • в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
  • в грамоте переоценивает;
  • в пение недооценивает себя.

Формирование самооценки

  • важность деятельности, в которую включен ребенок;
  • оценивание его достижений взрослыми и сверстниками.

Дети с адекватной самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.

Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве связаны с тем, что и как говорят о школе родители, как отзываются о школе воспитатели. Важным является поощрение в поведении ребенка важных в учебе качеств и ярких сравнений с эталоном ("Так старательно как ты, делают только самые лучшие ученики в школе" и т. д.)

Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец»«В школе Боря, он мой друг.»«В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут»«Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильного воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей фразы, которые обесценивают ребенка: «Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»«Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»«Ты наверно у нас будешь двоечником» и др.

Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности.

Отношение родителей к школе и учебе ребенка формирует и отношение ребёнка к этим явлениям. Слишком отдаленный мотив типа «Если будешь хорошо учиться, у тебя будет хорошая работа, когда вырастешь», слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети 6-7 лет не умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще когда будет, а уроки не хочется делать сегодня и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возникнет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить — а вдруг неправильно?

Очень часто сам родитель испытывает страх перед школой или предъявляет к ребёнку завышенные требования. Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только положительные оценки и начнете стыдить его за тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее — оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы?

Наиболее предпочтительная мотивация ребенка — интерес, стремление узнавать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «Хочу в школу».

Как мы взрослые, можем способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе:

  • Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  • Посетить вместе со своим ребёнком школу (в рамках «Дня открытых дверей», познакомить малыша с его будущим учителем).
  • Использовать загадки на школьную тему.
  • Использовать развивающие игры «Собери себе портфель в школу»«Режим дня школьника», и др.
  • Рассказывать ребёнку о своих любимых учителях.
  • Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
  • Совместный просмотр фильмов, телепередач о школьнойжизни с последующим обсуждением.

Дорогие родители, ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой — все это создает положительную мотивацию вашему ребенку.

Желаем вашему ребёнку идти в школу с радостью!

Педагог-психолог О.М. Тюкаева

Яндекс.Метрика