Возрастные кризисы и аппетит
Проблемы с аппетитом у детей часто обостряются в моменты возрастных кризисов. Ребенок с рождения чувствует ответственность мамы за свое кормление. Она может не заниматься ребенком каждую минуту, не переодевать по сто раз в день и даже не гулять – но кормить она обязана. Первые попытки манипулирования начинаются с отталкивания груди (бутылочки). Ребенок утверждает свое «я», он понимает, что маме придется уговаривать его, задабривать. Эти детские реакции – абсолютно нормальны, они указывают на формирование здоровой психики.
Возрастной кризис года. Кризис могущества, самостоятельности. Многие дети, прекрасно кушавшие прикормы до года, «вдруг» становятся малоешками. Психологи называют второй год жизни малыша возрастом эйфории, именно в это время ребенок буквально ликует от своего могущества. Он понимает, что может по своей воле разобрать пульт от телевизора, убежать от мамы на прогулке или отказаться открывать рот во время еды – все это в его власти. Хорошо, если малыш будет твердо знать, что вы расцениваете его упрямство за обедом как нежелание есть и долго уговаривать не намерены. Не тратьте время на уговоры! Захочет - поест в другое время.
Возрастной кризис трех лет. Если в один год малыш уверен, что он уже очень большой, то в три года ребенок начинает понимать - он совсем еще маленький. Сравнивая себя с взрослыми, кроха замечает, что они сами решают, во что им одеваться, чем питаться. А трехлетний кроха этой свободы лишен. Так начинаются протесты и истерики, в том числе и за едой. Иногда такие капризы обусловлены еще и недостатком внимания. Ведь отказ от обеда или намеренно замедленное поведение за столом – действенные способы привлечь внимание родителей. Часто этот путь борьбы за мамино время дети выбирают, когда в семье появляется второй ребенок. «Вылечить» плохой аппетит в этом случае не так сложно – просто с упрямцем нужно чаще говорить по душам, играть, проявлять заботу.
В промежутке от трех до пяти лет детский организм растет гораздо медленнее. А значит, ему нужно меньше питательных веществ. Этот возраст официально называют возрастом малоешек: ребенок вправе питаться совсем мало. Но родители должны следить, чтобы эти малости были разнообразными.
Типичные стереотипы
- Толстый ребенок – здоровый ребенок, худой ребенок – больной (или заболеет).
Этот стереотип пришел к нам из советского прошлого. Крепкий краснощекий малыш смотрел на родителей с плакатов в детской поликлинике, он отражался в гневных взорах бабушек, меряющих здоровье детей только килограммами. В поликлиниках до сих пор сверяют здоровье всех детей по одной таблице. Таблицы давно устарели, их нормативы прописаны для советских детей, которых кормили манной кашей с трех месяцев. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1178 Здесь можно ознакомиться с современными нормативами для детей от 0 до 2 лет.
Специалисты различают худобу патологическую и здоровую. При патологической худобе, если она явилась следствием заболевания, у ребенка наблюдается нарушение термобаланса ("мерзлявость"), вялость, сонный взгляд, отсутствие интереса к активной жизни. Недобор веса не лечат увеличением количества пищи. При патологиях нужно лечить болезнь. Если лечить нечего, значит, у ребенка генетическая предрасположенность к стройности. Своя собственная индивидуальная стройность, которая не является проблемой. Если ребенок не вялый, активно развивается и редко болеет простудными заболеваниями – значит, он получает качественное питание. И он имеет полное право быть стройным.
- Все, что полезно для взрослого – полезно и для ребенка.
Это одно из самых вредных заблуждений. Органы пищеварения, печень и почки ребенка еще недостаточно развиты. Взрослому человеку, питающемуся в течение дня не очень правильно, обязательно нужно пить кефир, чаще налегать на фрукты. Его микрофлора УЖЕ подпорчена несбалансированным питанием. Органы ребенка развиваются по программе, заданной природой. Ей не нужно мешать. Не нужно давать кефирчик пораньше и побольше «для пользы» - микрофлора ребенка не нуждается в таком количестве молочнокислых бактерий. Не надо перекармливать малоешку фруктами - витамины не откладываются про запас, кроме одного-двух.
- Весь день ничего не ел – пусть хоть что-нибудь съест.
Это самый опасный стереотип. Кидать в пустой желудок горсть печенья категорически нельзя, эта неожиданная для желудка пища вызовет раздражение слизистых. Нужно четко определить для себя: кормите ли вы ребенка полезной пищей, или вы рисуете для себя картинку «ребенок – ест». «Мне так спокойнее!» - говорят мамы. Убийственная позиция. Через год-два она убьет здоровье, а пока что перекусы мало-помалу точат иммунитет.
Детские диетологи приходят к общему мнению: приучать к правильной еде нужно не детей, а их родителей.
Дети как раз знают, чего они хотят, они чутко прислушиваются к природным импульсам внутри себя. Родители большей частью руководствуются стереотипами. Мамам нравится изображать Мам с большой буквы, их попытки насильно закормить ребенка иногда превращаются в позёрство: мол, смотрите, какая я настоящая Мама, я все силы вкладываю в борьбу за питание! Под вечер настоящая мама падает в изнеможении, испытывая удовлетворение от своих мук. Ребенку все это не надо, но кто же ее пожалеет, если она не будет страдать? Маме тоже порою не хватает внимания, и она «вымогает» его, преувеличивая свой неблагодарный труд на поприще воспитания малоешки.
Причинами плохого аппетита могут стать:
- нервное состояние кормящего родителя.
Ребенок понимает, что акт кормления вызывает у мамы (папы, бабушки) стресс, и от него лучше отказаться.
- излишняя настойчивость при кормлении ребенка.
Полные ложки, еле влезающие в рот, ускорение, придаваемое ложкам, расценивается как насилие.
- перекусы.
Одно несчастное печенье может отбить аппетит до самого ужина. Перекусы не возбуждают пищеварительную систему, они приводят к тому, что организм потом не среагирует на появление полезной тарелки с кашей или супом: желудочный сок не вырабатывается, аппетит не появляется, ребенок НЕ ГОТОВ к получению пищи.
- погони за ребенком по всей квартире с ложкой.
Он все равно не концентрируется на еде, а это означает, что его организм не получает сигналов о приеме пищи, пища плохо переваривается, не усваивается. Возможны дальнейшие проблемы с пищеварением, высыпания на коже. Не прибегайте к помощи телевизора по той же причине: ребенок обязательно должен понимать, что он принимает пищу. Не заставляйте ребенка доедать оставшееся, если он не хочет. Нарушение одного или более одного из этих советов напрямую ведет к «малоешству»: у ребенка запускается психологическая программа на подавление интереса к пище.
- низкая физическая активность.
Возможно, ребенку элементарно хватило еды, и он пока не хочет больше. Например: с утра съел кашу, затем пропустили прогулку, ничем энергозатратным не занимались – в итоге ребенок не нагулял аппетит, и каши ему вполне хватило на полдня.
- дети нервные и легковозбудимые едят гораздо хуже.
У них меньше слюны выделяется в процессе еды. Они с трудом едят плотную и сухую пищу, часто не любят «комочки». Отнеситесь к пожеланию своего ребенка с уважением.
Ничего страшного, если ребенок до трех лет питается детскими банками. Никто не должен клеймить маму позором, если она «все еще» перетирает 3-4-летнему ребенку овощи в суп блендером. Позвольте ребенку питаться так, как он хочет, и меньше оглядывайтесь по сторонам. Если ребенок плохо ест – сокращайте количество вредной еды, а не увеличивайте его! Уберите из рациона сладкие и печеные продукты, сухие завтраки. Быстрые сладости (или бесконечные куски хлеба с сыром) сбивают представление ребенка о правильной еде.
Нормальный здоровый ребенок обязательно захочет есть, если его не кормить. Разберемся, как нужно улавливать эти замечательные моменты подъема аппетита.
- если ребенок сразу после сна не хочет есть – не настаивайте ни в коем случае. Пусть он «разбегается», поиграет, попробуйте предложить еду попозже.
- прогулка – лучший способ для поднятия аппетита. Распределите прогулки так, чтобы сразу после них можно было обедать или ужинать.
- запомните, что ребенок и его аппетит – первичнее всего. Не давайте отвлекаться не только ребенку, но и себе. Вы зашли в кухню и усадили ребенка за стол: все последующие действия должны быть связаны только с кормлением. Суета, разговоры, мелькание других людей в кухне, лишние предметы на столе – все это отвлекает малоешку от приема пищи.
Чем завлечь?
- повесьте над столом яркий плакат с изображением животного или ребенка, держащего ложку. Или просто картинку с симпатичным зверьком. Пусть встреча с этой картинкой ассоциируется с приемом пищи. Чем больше ритуалов для концентрации внимания – тем лучше!
- у ребенка-малоешки обязательно должен быть свой стульчик, свое место за столом.
- украшайте еду. Раз в месяц разоряйтесь на новую тарелку, новую ложку для ребенка.
- каждый раз предлагайте что-то другое. Не настаивайте только на каше по утрам или только на супе в обед, потому что это «правильно». Утром можно варьировать кашу с овощами, макаронами, омлетом или супом. Завтрак и обед, если обед происходит не позднее 14.00, легко меняются местами.
Одни и те же блюда можно бесконечно разнообразить, добавляя овощи в кашу, крупу в супы, посыпая блюда тертым сыром или сухариками, детским печеньем, фигурками из овощей.