Роль логопедического массажа в преодолении многих расстройств артикуляции
Массаж — это совокупность приемов механического дозированного воздействия на организм путем трения, давления, вибрации, поглаживания, проводимых непосредственно на поверхности тела человека руками массажиста.
Массаж может быть общим и местным. Логопедический массаж относится к местному массажу, так как локализуется в области артикуляционного аппарата, расположенного в ротовой области человека.
Роль массажа в преодолении разного рода расстройств доказана многовековой практикой.
И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии.
Как показывает практика, применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств в 3-4 раза.
Массаж органов артикуляции способствует регуляции периферического крово- и лимфообращения, активизирует питание мышц, улучшает их эластичность и сократительную способность, повышает обмен веществ.
Процесс речеобразования обеспечивается благодаря согласованной работе многочисленных нервных центров и структур, которые образуют иерархически организованную систему, управляющую органами артикуляции. Нарушение работы любого звена этой системы или органов артикуляции, вызванное врожденным недоразвитием, повреждением в результате заболевания или травмы, приводит к нарушению деятельности системы в целом.
Как известно, одним из основных свойств нервной системы является способность к адаптивной перестройке, которая ослабляется с возрастом.
Правильный подбор рекомендуемых массажных комплексов позволяет быстрее и более устойчиво нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата, координировать тонкие артикуляторные движения.
Следует учесть, что логопедический массаж, являясь очень действенным методом, вместе с тем не может быть универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений. По нашему мнению он должен входить в комплексную методико-педагогическую систему преодоления этих нарушений, которая, в сущности, предполагает использование разнообразных дидактических логопедических методов: показ правильной артикуляции звуков и воспроизведение её по подражанию; опора на сохранные звуки, артикуляционная гимнастика; механическое воздействие на органы артикуляции; развитие фонематического анализа и синтеза.
Педагоги зачастую, начиная воспитательно-образовательный процесс, даже не интересуются психическими, физиологическими, речевыми возможностями ребенка, что наносит непоправимый вред всей воспитательной системе.
Помочь раскрыть природу ребенка, правильно квалифицировать имеющийся дефект, понять его структуру, этиологию, механизм, патогенез поможет тесная связь со смежными науками, то есть интегративные связи. Речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы, трудны в коррекции и требуют только совместных усилий и педагогов, и медиков. В отдельности они бессильны. Медицина не способна вылечить эти дефекты, а обычные методы по воспитанию речи не результативны. На помощь приходит педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на учении о компенсаторных возможностях ребенка.
Сущность компенсации заключается в том, что при комплексном подходе в логокоррекционной работе нервная система таких детей приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции.
Для этого важно хорошо разбираться в «Неврологических основах логопедии». Основы этих знаний дадут возможность понять причины дефекта и правильно выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику.
Важно помнить, что педагогическому воздействию должен предшествовать комплекс медицинских методик: фармакотерапия, логопедический массаж, ЛФК, артикуляционная и дыхательная гимнастики, физио-, фитотерапия.
Мед.сестра по массажу Кузнецова А.М.