Технология проектной деятельности в экологическом образовании дошкольников
Воспитатель, Латышева А. Н.
«А сколько исчезло с планеты зверья, растений…
И это восполнить нельзя»
М. Левитман
Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы - научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.
Экологические проблемы стали приоритетными во всем мире, решение же их связано с воспитанием соответствующего мышления, формированием экологической культуры. Для этого должна устанавливаться система всеобщего и комплексного экологического образования — от дошкольного до послевузовского профессионального.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
Цель непрерывного экологического образования состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности.
Выделение данной цели закономерно для новых стандартов дошкольного и школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость эколого-патриотического воспитания детей.
В системе современного образования экологическая составляющая должна стать основополагающей, поскольку именно она призвана формировать экзоцентрическое мировоззрение человека.
Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды к самовосстановлению и самоочищению.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:
- Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
- Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
- Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить, сберечь природу.
Важно учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающему в природе, сочувствие к нуждам животных и растений. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, подчас и невозможным.
Поэтому сегодня задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку уже в дошкольном возрасте научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектной деятельности.
Задачи и структура экологического проекта
В наше время экологические проблемы все решительнее внедряются в бытовое и общественное сознание. Однако экологических бед в отдельных регионах на планете не убывает, и не снижается актуальность формирования активного общественного экологического сознания, воспитанного на основе глубокого понимания важнейших проблем функционирования экосистем, природоохраны и природопользования, прикладных экологических проблем своего города, региона, страны, планеты. Поэтому эколого-биологическая подготовленность самых широких масс, экологическая просвещенность и воспитанность населения должны формироваться ещё в период дошкольного детства.
В настоящее время в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования рассматриваемая тема является актуальной. Сегодня государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Кругозор современных детей значительно шире, чем был у сверстников 15 – 20 лет назад. Поддержание познавательного интереса дошкольников требует использования разных форм и приемов работы, методических разработок и внедрений различных образовательных технологий, в том числе характерных и для проектной деятельности в ДОУ.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Экологический проект – один из ведущих проектных методов деятельности; метод формирования познавательной сферы дошкольников в области экологии.
Экологические проекты классифицируются:
- по составу участников:
- целевой установке;
- тематике;
- срокам реализации.
В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды экологических проектов:
- Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, детского дизайна.
- Ролево – игровые (когда дети входят в образ персонажей экологических сказок и по-своему решают поставленные проблемы).
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы с помощью природного материала).
- Творческие (оформление результата в виде детского экологического праздника, детского дизайна, например проект «Неделя экологии»). Значимы и другие виды экологических проектов, в том числе:
- Комплексные: «Здравствуй, Осень!», «Падают листья», «Лето ходит по дорожкам»;
- Межгрупповые: «Подкормите птиц зимой», «Птицы сибирского региона», «Рыбы реки Ушайки», «Вода – источник жизни»;
- Творческие: «Мир природы», «Рябины России», «Кедры на память», «Коричневый цвет в природе», «Вторая жизнь упаковки»;
- Групповые: «Правила поведения в природе», «Берегите природу», «Мы за чистый город», «Мы – за чистую Планету», «Здоровье планеты в наших руках»;
- Индивидуальные: «Домашнее животное», «Комнатные растения», «Такой разный песок», «Такая разная кора»;
- Исследовательские: «Мир воды», «Кора лечит», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности экологические проекты бывают краткосрочными (одно или несколько НОД), средней продолжительности и долгосрочными (например, проект «Аквагалерея» (использование аквариумов) рассчитан на весь учебный год и более).
Основной целью экологического проекта в дошкольном учреждении
является создание условий для формирования экологической культуры дошкольников.
Задачи экологического проекта:
- Совершенствование системы экологических знаний и представлений;
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
- Участие в посильной для детей деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
- Воспитание гуманного отношения к природе.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
- В младшем дошкольном возрасте:
- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
II. В старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Структура экологического проекта
- Титульный лист
- Аннотация проекта (краткое описание)
- Методический паспорт экологического проекта (характеристика проекта с точки зрения определения возможностей использования его результатов другими педагогами-инноваторами):
а) Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
б) Цели и задачи экологического проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
в) Основное содержание экологического проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).
г) Ресурсное обеспечение экологического проекта (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические,финансовые).
д) Анализ возможных рисков и способы их преодоления.
е) Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).
ж) План реализации экологического проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
з) Ожидаемые результаты и критерии оценки результата (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).
и) Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.
к) Литература.
л) Приложения к экологическому проекту:
• учебно-тематические планы;
•научную и художественную литературу;
• примерную программу;
• консультации.
Технология работы по экологическому проекту
Примерный план работы воспитателя
по подготовке экологического проекта
- Поставить цель экологического проекта на основе изучения проблем детей.
- Разработать план достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов экологического проекта.
- Составить план-схему экологического проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включить в план-схему проекта НОД, игры и другие виды детской деятельности.
- Презентация проекта.
Основные этапы экологического проекта:
- Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу, решение которой рассчитано на определенный отрезок времени.
- Разработка экологического проекта – план деятельности по достижению цели:
- К кому обратиться за помощью (к родителям, педагогу);
- В каких источниках можно найти информацию;
- Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- С какими предметами научиться работать для достижения цели.
Апробация экологического проекта направлена на выработку промежуточных целей и программы практической реализации проекта. Апробация проекта завершается написанием текста программы (обозначение основных направлений реализации проекта с учетом опыта апробации) и плана практических мероприятий по внедрению проекта в жизнь.
- Выполнение экологического проекта – практическая реализация проекта.
Производится реализация плана и программы намеченных мероприятий. На данном этапе обычно проводится мониторинг, дающий информацию о процессах изменения, происходящих в исследуемом объекте (образовательном учреждении, группе, НОД).
Подведение итогов – определение задач для новых экологических проектов.
Подведение итогов после завершения проекта (если проект завершен). Для подведения итогов обычно берутся те же параметры, которые использовались при изучении допроектной ситуации. Сравнение результатов по данным параметрам дает информацию об эффективности проекта. По итогам проекта пишется отчет с подробным анализом происшедших изменений с выявлением позитивных и негативных тенденций развития. (см. Приложение № 1)
- Защита проекта (ребенком или группой детей / педагогом) .
При защите проекта оцениваются:
- способность анализировать актуальную ситуацию, выявлять проблемы и возможные пути для их преодоления, потенциальные ресурсы;
- способность конкретизировать абстрактную идею на конкретном материале и представить ее в организационно-деятельной форме;
- знания ребенка/детей по изученному материалу // или педагога - в области новых педагогических или управленческих технологий;
- оформление проекта, соответствие стандартам, требованиям, структурирование текста, качество выполнения схем, таблиц, рисунков, полнота библиографии.
Экологический проект актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Экологический проект используется в работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
В ходе экологической проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок становится более интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.
Особая педагогическая значимость экологического проекта в том, что:
- являясь методом практического целенаправленного действия, он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- проектирование позволяет решать задачи экологического воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.
Список литературы
- Апполонова Н.И. "Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!": [проектная работа с дошкольниками]/ Н.И.Апполонова, Г.Ф.Балатанова//Ребенок в детском саду. –2009.– № 3.–С.63–66.
- Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. –2002. – № 5. – C.82–86. – (Методическая работа).
- Веракса Н. Е., проектная деятельность дошкольников. М., 2008.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования. М., 2008.
- Красная книга Томской области/ Ответственный редактор — А. С. Ревушкин. — Томск: Издательство Томского Университета, 2002. — 402 с.
- Масютина А.В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: Ср. и ст. дошкольный возраст /.В.Масютина, Е.В. Горбунцова //Ребенок в детском саду.–2006.– № 5.–С.49–50.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работником ДОУ/ сост. Л. С. Киселева [и др.]. — М.: АРКТИ, 2010.
- Рыжова Н. А. Деревья: от акации до ясеня Сфера 2011
- Рыжова Н. А. «Напиши письмо сове» М., Сфера 2010
- Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада. – М.: Линка-Пресс, 2003
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Издательский дом Карапуз, 2001
- Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево». – М.: Карапуз – ДИДАКТИКА – ТЦ Сфера, 2005
- Строкова О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Строкова // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.:Буки-Веди,2014. — С. 193-195.
- Экологические проекты/ сост. О. И. Кобзарь, Т. В. Хохалкина, Томск, 2008.
Приложение № 1
Этапы работы над экологическим проектом
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1-й этап (целеполагание) |
|
|
2-й этап (разработка проекта) |
|
|
3 – й этап (выполнение проекта) |
|
|
4 – й этап (подведение итогов) |
|