Использование нетрадиционных видов театра в развитии речевых и творческих способностей детей.
Воспитатель Алимпиева В.Т.
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Помимо традиционных видов театра, в саду можно использовать и нетрадиционные виды.
Такие как: театр масок;
театр оригами;
театр платковых кукол;
пальчиковый театр;
театр на фланелеграфе;
театр марионеток;
театр штоковых кукол;
театр на яйце;
театр теней;
Театр масок.
Изготавливаются маски – шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.
Способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показывают мимику животных, имитируют голоса животных. Также маски используются на занятиях по развитию речи, как способ адаптации малышей в группе, как сюрпризные моменты на различных занятиях, а также для заучивания стихов.
Театр оригами.
Все фигурки делаются из бумаги в технике оригами.Фигурки из оригами можно помещать на пальцы рук или просто передвигать. Дети благодаря такому театру развивают свою память, учатся фантазировать, придумывать новые постановки, что позволяет им больше общаться друг с другом, сплачивает детский коллектив.
Театр платковых кукол.
Эти куклы называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки.
Голова крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.
Театр на яйце.
На капсулу от киндер-сюрприза приклеиваем наклейки по сказке. Но можно купить деревянные яйца – заготовки и расписать их сказочными героями.
Театр марионеток.
У этих кукол одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище, а другие – на ваге. Вага – инструмент управления куклой: управляя вагой, актёр заставляет марионетку двигаться. Эти куклы способствуют развитию координации движений, помогают ребёнку научиться концентрировать внимание на одном предмете, развивают гибкость пальцев и кисти.
Развивает индивидуальные творческие способности детей; развивает воображение, пространственное мышление детей; способствует развитию мелкой моторики.
Настольный театр.
В настольном театре можно использовать любые резиновые, пластмассовые или деревянные игрушки.
Театр на ковролине.
Самый простой в изготовлении. На картоне рисуем фигурки персонажей, затем их вырезаем (или прямо из книжки, на обратной стороне приклеиваете липучку. Экран – это ковролин, натянутый на фанеру.
Пальчиковый театр.
Пальчиковые куклы можно купить в магазине или сшить самим.
Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, помогает в координации движений.
Теневой театр
Для этого вида театра нужен источник света (это может быть фильмоскоп, с помощью которого раньше показывали диафильмы или просто настольная лампа) и экран (белая ткань, на которую будет проецироваться тень). Свет должен падать сзади и сверху. На слайде показано, как должны располагаться предметы.
Для теневого театра вырезается из картона силуэт персонажа. В деталях (например- глаза, рот) делаются проколы и разрезы. Лучше, если у фигурок будут двигаться голова, конечности, хвосты. Для этого используют проволоку. Кроме того, важно изготовить верхнюю декорацию – падугу, которая на протяжении всего спектакля висит на рабочей раме в качестве основного художественного обрамления. Падуга задаёт тему и отражает время года, место действия.
Вообще, театр можно сделать из чего угодно. Из коробок, пластиковых бутылок, ложек, лопаток (кухонных) было бы желание.
В заключении можно еще раз повторить, что театральная деятельность помогает решить многие проблемы. Театр доставляет детям большую радость. Психологи отмечают, что ребёнок, погружённый в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Большое влияние театра на личность ребёнка позволяет использовать его как сильное, ненавязчивое педагогическое средство.
В процессе театрализованной игры — расширяются и углубляются знания об окружающем мире; развиваются психологические процессы: внимание, память, восприятие, воображение и т.д.; активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи; совершенствуется моторика, координация, плавность и целенаправленность движений; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развиваются коллективные чувства, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес и увлекают их.