В ритме танца
Что же надо знать о рисунках танца? На занятиях хореографии в нашем детском саду ребята постигают азбуку движения. Есть определённые закономерности в развитии и восприятии хореографических рисунков.
Сценическое пространство трёхмерно, то есть имеет ширину, глубину и высоту.
- По глубине сцена делится на три плана:
— середина сцены — второй план;
— ближе к зрителю, к авансцене — первый план;
— за вторым планом, дальше от зрителя — третий план.
Лучше всего танец смотрится на втором плане в центре сцены, но в разумных сочетаниях с первым и третьим планами.
- По ширине сцена делится на две половины: правую и левую.
Формально обе половины равноценны. Но! Мы привыкли читать слева направо и точно также оглядываем сцену.
Как использовать этот нюанс? Хотите, чтобы зритель сразу увидел исполнителей — выпускаете их слева. Нужно сделать появление незаметным или неожиданным — выпускаете справа.
Бежать быстро, стремительно — слева направо (воображение зрителя будет как бы подгонять танцовщика). Преодолевать сопротивление, идти против ветра — справа налево.
- Основных рисунков в танце всего два: это круг и линия. Всё остальное — производные от этих двух составляющих.
Круг — полукруг, восьмёрка, змейка, корзиночка, улитка и т.п. По выразительности круговые рисунки, как правило, динамичны. При долгом исполнении, особенно в одном направлении, возникает ассоциация с бесконечностью или с монотонностью.
Линия — горизонталь (или шеренга), колонна, ряд, диагональ, клин, воротца, прочёс, ручеёк и т.п. Выражает статичность, спокойствие или же наоборот: натиск, давление, перетекание, стремление куда-то или к чему-то.
- Структура рисунка может быть простой или сложной.
Простые — состоят из одного элемента: линия, круг, колонна и т.д. В данный момент зритель видит один рисунок и воспринимает его как одно целое.
Сложные — состоят из сочетания разных или нескольких одинаковых элементов:
— несколько кругов;
— диагональ и змейка;
— на заднем плане — линия, по центру — круг;
— полукруг, а по центру — один или несколько солистов и т.д.
Хорошо, со зрительским восприятием разобрались, простейшие рисунки с детьми выучили. Но это — лишь некоторые моменты, на что следует обращать внимание постановщику.
В процессе работы возникают и другие вопросы:
— Как сделать оригинальные композиционные переходы, чтобы добиться «льющегося рисунка»?
— Симметрия — хорошо или плохо?
— Как использовать гомофонию и полифонию?
— Какие есть приёмы сочинения рисунков в танце?
Танец – безграничен и многогранен!
Рисуя танец, мы воспринимаешь мир во всех его красках!!!
Педагог дополнительного образования Перевалова Наталия Васильевна