Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста
Матвиенко Наталья Николаевна, воспитатель 1 квалификационная категория
Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, экскурсия как формирование познавательных интересов является довольно значимой для дошкольников.
Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, ко¬торые дают возможность в естественной обстановке зна¬комить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.
Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольни¬ки начинают познавать мир во всем его многообразии, раз¬витии, наблюдают взаимную связь явлений.
Экскурсия - это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика ребенка.
К присущим экскурсии признакам следует еще добавить непременное наличие у нее цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, в так называемый портфель экскурсовода, общего эмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит. Но главным признаком экскурсии является обязательное использование при ее проведении единство показа и рассказа, при первичной и определяющей роли показа.
Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
• По содержанию;
• По составу участников;
• По месту проведения;
• По способу передвижения;
• По форме проведения.
В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (в нашем случае воспитатель) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:
• Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
• Военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музеи;
• Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
• Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
• Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
• Литературные;
• Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.
Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей.
По месту проведения экскурсии подразделяются на
• Городские (обзорные и тематические);
• Заочные (видеосюжеты);
• Загородные (автобусные и пешеходные);
• Музейные.
Музейные экскурсии представляют собой самую распространенную группу экскурсий. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Ведение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры в условиях социокультурной среды музеев, понимания языка искусства – эти и другие задачи должны решать воспитатели детских садов. Музейная педагогика позволяет приобщить дошкольников к эстетике народного быта. Создание в детских садах мини-музеев позволяет воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, формировать бережное отношение к истории своей страны и ее наследию, развивать чувство гордости за свой народ, за его силу духа.
Расширение кругозора детей – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, развивает творческое отношение к миру. Сделать мир музейных экспонатов понятным и значимым для ребенка помогает тесное сотрудничество педагогов ДОУ и музейных работников.
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных экскурсий составляет обычно 2 – 6 км. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах – 40 – 50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
• Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
• Учебные;
• Экскурсии – прогулки
Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим.
Экскурсии – прогулки чаще всего представляют собой природоведческие экскурсии с отдыхом на природе, например, по территории детского сада, близлежащих скверов и парков. В этом виде экскурсий самостоятельное общение детей с объектами показа занимает больше времени, чем в каких-либо других.
При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания.
Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.
Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников:
• Показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью, последовательностью, активностью, точностью, образностью;
• Использование наглядных пособий: при их использовании происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения;
• Шутки, юмор;
• Вопрос-ответ;
Основные методические приемы проведения экскурсий:
• Элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику);
• Исследования (выполнение простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (создание альбома «Наша армия родная»);
• Задания (прочитать текст на мемориальной доске, сравнить форму иголок у пихты и ели и т.д.);
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице. Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение проводится итоговая беседа. Сложность экскурсии как формы организации обучения делает ее доступной только в средней и старшей группах.
Во второй младшей группе экскурсии проводятся внут¬ри дошкольного учреждения, участка, а начиная со сред¬ней группы - за пределами детского сада.
Содержание экскурсий определено программой, по ко¬торой работает дошкольное учреждение.
Немаловажную роль играет также непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно: наличие достопримечательно¬стей, культурных объектов (библиотека, театр, концерт¬ный зал, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, мастерские) и др.
Воспитатель должен обеспечить непос¬редственное знакомство детей с наиболее яркими и инте¬ресными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохо¬зяйственного и другого труда, характерными для той мес¬тности, где находится детский сад.
Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное услож¬нение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.
В каждом дошкольном учреждении определяют объек¬ты природы, труда, общественные и культурные заведения, ознакомление с которыми целесообразно осуществлять на экскурсиях. Описание маршрутов экскурсий находится в методическом кабинете дошкольного учреждения.
При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:
- экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктует¬ся особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных ин¬тересов;
- для расширения, углубления, обобщения представле¬ний детей о знакомом объекте или явлении проводятся по¬вторные экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении про-исходят заметные и качественные сдвиги;
- постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расши¬рения круга наблюдаемых явлений и за счет последователь¬ного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;
- на каждой экскурсии образовательные и воспитатель¬ные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно пла¬нировать объем знаний и умений; продумывать, какие чув¬ства, отношения, нравственные качества, эстетические пе¬реживания будут активизированы.
Экскурсия имеет определенные структурные части, не¬разрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая послеэкскурсионная работа.
В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог (при календарном планирова¬нии образовательной работы) намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточня¬ет объем знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки.
Ре¬шаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр.
В ходе самой экскурсии используются различные мето¬ды обучения, но ведущим является наблюдение.
Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов:
- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает ка¬чествами, особенностями);
- активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений);
- стимулирующие деятельность воображения, побужда¬ющие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.
Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.
На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, прода¬вец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.). Педагог заранее готовит такую беседу.
В процессе экскурсии важно поддерживать мыслитель¬ную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заин¬тересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответ¬ствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.
В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увиде¬ли. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.
Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношении, зародившихся на экскурсии. Для этого исполь¬зуются такие приемы:
- оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др.;
- обращение к художественным произведениям (кни¬га, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства);
- работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовле¬ние макетов, коллекций, гербариев);
- организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.);
- обобщающие беседы, которые проводятся по завер¬шении блока образовательной работы по определенной тематике.
Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель организует деятельность детей с использованием раздаточного материала (рисование, лепку, дидактические игры, чтение художественной литературы, заслушивает рассказы детей о том, где они были и что видели), в заключении проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен подготовить такие вопросы, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к связи между явлениями.
Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:
• Навыков наблюдения и наблюдательности;
• Сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов, пространственные расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);
• Мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);
• Воображения и творческих способностей.
Экскурсии – одна из трудоемких и сложных форм обучения и воспитания. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с различными объектами, способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, родному городу, краю. Велика роль экскурсий и в эстетическом воспитании детей. Красота природы, картин вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.