Изобразительная деятельность в разных возрастных группах
Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ на какой-либо поверхности с помощью графических средств из линий и штрихов.
Основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
В процессе рисования совершенствуются:
наблюдательность, художественный вкус, воображение, творческая активность.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное, декоративное. Так же имеет своё место
- нетрадиционное рисование.
В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов.
Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе:
- этап – возникновение замысла;
- этап – процесс создания художественного образа;
- этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.
Общими задачами обучения рисованию
отдельных предметов, для всех возрастных групп являются:
-научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
-научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
-передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
-развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются:
-научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
-научить передавать взаимодействия между объектами;
-научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Общими задачами декоративному рисованию являются:
-развивать чувство композиции узора на различных формах;
-развивать чувство цвета;
-развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;
-совершенствовать технические навыки кистью и карандашом.
Дети 2 лет с интересом рисуют, однако не все ещё могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего, так как в этом возрасте отсутствует преднамеренность в изображении. Иногда появляются изображения неопределённых форм, которым ребёнок даёт различные названия, ассоциации их по цвету или формам предметов.
Дети 3 лет увереннее держат карандаш, кисть. Узнавание – новый этап в развитии изобразительной деятельности. Штрихи, линии дети иногда называют «дождики», «огоньки», «лепёшки». Постепенно детей привлекает не только процесс закрашивания, но и цветовые пятна. Дети ритмично наносят мазки по всему листу бумаги или закрашивают его полосками.
Дети младшего дошкольного возраста отличаются стремлением к активности, самостоятельности.
Дети 4-го года жизни могут создавать очертания определённой формы, с помощью которой передают различные образы. Линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления.
Рисование красками в младшем дошкольном возрасте, как и в раннем, является приоритетным.
Среди методов обучения младших дошкольников имеет место «сотворчество» воспитателя с детьми.
Дети проявляют желание использовать различные цвета для украшения предметов, фигур в рисунке.
Способы рисования:
-Рисование крупных двуцветных предметов.
-Рисование с приёмом «примакивания» кисточкой; ватными палочками.
-Знакомство с явлением контраста «светлый – тёмный».
-Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий.
-Нетрадиционное рисование пальчиками (оставлять на бумаге отпечатки одно- и дву- цветные).
Для детей 5-го года жизни характерны любознательность, самостоятельность, активность, наглядно-образное мышление, развитая речь. Предметное рисование в средней группе способствует развитию сюжета. Эстетические оценки детей очень элементарны: «красиво - некрасиво», «нравится - не нравится». Однако некоторые отмечают сочетание красок, линий, форм, выделяют рисунки, в которых их привлекают сюжет, изображение природы, мир животных, сказочные образы.
-Рисование предметное по замыслу, на аппликационной основе, по мотивам литературного произведения, рисование декоративное (точка, круг, завиток, листок), обведение кисти руки и создание узора.
-Нетрадиционное рисование ладошками, пальчиками, отпечатками, ватными палочками и разными предметами.
У детей 6-го года жизни особенно ярко появляется стремление к самовыражению,
cамоутверждению. Дети стали наблюдательнее, замечают и выделяют красоту цветовой гаммы, пропорций, многообразие форм предметов, выразительность характерных черт персонажа.
-Рисование простых сюжетов, выразительной фигуры человека, передача движений и мимики.
-Безотрывное рисование карандашом, кистью по всему листу бумаги.
-Рисование с натуры, по мотивам хохломской росписи
-Рисование – экспериментирование с различными художественными материалами, смешивание разных красок.
-Нетрадиционное рисование: кляксография, фантазирование, в технике «по мокрому», на камешках по замыслу.
К 6-7 годам у ребёнка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире. Многие предметы, образ человека, сказочных персонажей они изображают в рисунке, в сюжетной композиции, используя различные выразительные средства. Определяют тёплые и холодные тона.
-Декоративное рисование: модульное, с элементами письма, по мотивам кружевоплетения (точка, круг, завиток, лепесток, сетка, цветок, петля), по мотивам «Дымковской» игрушки, «Гжели», «Городецкой» росписи.
-Сюжетное рисование: по замыслу, по представлению, с натуры, пейзажное.
-Нетрадиционное рисование: «монотипия», рисование по мокрому листу.
Королева С.Л., воспитатель