Детский сад 82 г.Томск - Воспитание математической культуры у дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Воспитание математической культуры у дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Категория: Методическая копилка Создано: 13.04.2014

Старший воспитатель О.Ю.Колесова, МАДОУ №82 г. Томска

Процесс образования человека в настоящее время можно определить словами В.С.Библера «от знающего человека – к  человеку культуры». Начинать формировать культуру следует, по мнению педагогов, с первой ступени дошкольного образования, и тогда с уверенностью можно будет сказать о высокой образованности и профессиональной компетентности человека. Важнейшей составной часть общей культуры человека является математическая культура, так как математика в современном мире занимает почетное место и ее роль в современной науке постоянно возрастает. Математика, по мнению физика Н.Бора: «это больше, чем наука, это -  язык». Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них способность мыслить, анализировать.
      Формированию у детей основ математической культуры способствует и ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными жанрами: пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, загадки, сказки, считалки.  На основе фольклорного материала у детей идет приобщение к активной умственной деятельности, вырабатывается умение выделять математическую ситуацию, математические отношения, замаскированные внешними, несуществующими данными. В ходе поиска дети выдвигают догадки, используя логические приемы мышления – анализ и синтез. Произведения фольклора широко используются педагогами как прием, побуждающий к приобретению знаний: при знакомстве с новым материалом (числом, величиной и т. д.), как занимательный игровой материал.
        Для того, чтобы усвоение цифр и чисел шло не механически, а осознанно, необходимо познакомить ребенка с ними сразу после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Например, при знакомстве  детей с  цифрой 1, можно попросить ребенка положить на стол  карандаш. Спросить: «Сколько карандашей лежит на столе?» Количество предметов обозначается знаком, он называется «цифра». Цифра «один» обозначает количество предметов – один карандаш. Педагог читает стихотворение:

Я, ребята, единица!
         Очень тонкая, как спица!

Далее следует показать детям цифру 1 и предложить ее раскрасить или предложить вылепить ее из пластилина. Аналогично можно познакомить детей с другими цифрами. Для стихотворного сопровождения можно использовать произведение С.Маршака «Веселый счет».
          При ознакомлении с числами и цифрами полезно использовать стихи:

                                    Два похожа на гусенка
                                    С длинной шеей,
                                    Клювом тонким.          Г. Виеру

 

                                 Гляди, четыре – это стул,
                                 Который я перевернул.      Г. Виеру

                                 Цифра семь! Цифра семь!
                                 Цифра легкая совсем!
                                 Я косу принесу
                                 И срисую ту косу!     В. Бакалдин

         Очень важно у детей сформировать представление о числе ноль, он понадобится для записи числа 10. Число ноль – особое число, можно предложить детям предложить угостить конфетами (4 штуки) своих друзей: одну конфету дадим Ульяне, вторую – Косте, третью – Свете, а четвертую дадим Саше. В про- цессе выполнения задания следует показывать цифру,обозначающую количество конфет, оставшихся в вазочке (3,2,1). Когда ребенок отдает последнюю конфету, задаем вопрос: «Сколько конфет осталось в вазе?» (Ни одной). Ноль конфет обозначаем цифрой 0.

                                   Могу назвать его мячом,
                                   А хочешь, дыркой назовем,
                                   А можно бубликом,
                                   Почти что кругленьким,
                                   Но как его не назовем,
                                   он называется нулем!          Ф.Даглараджа

      Для закрепления нумерации чисел порядкового и количественного счета имеют считалки:

                                 Как у нас на сеновале
                                 Две лягушки ночевали,
                                 Утром встали, щей поели
                                 И тебе водить велели.

                                 Мы собрались поиграть.
                                 Ну, кому же начинать?
                                 Один, два, три –
                                 начинаешь ты.

        Для закрепления количественного счета  и отдыха детей можно использовать физминутки математического содержания:

                                 Митя шел, шел, шел,
                                 Белый гриб нашел.
                                 Раз-грибок,
                                 Два – грибок,
                                 Три – грибок,
                                 Положил их в кузовок.

 

                                 Один, два – стоит ракета.
                                 Три, четыре – самолет.
                                 Один, два – хлопок в ладоши,
                                 А затем на каждый счет.
                                 Один, два, три, четыре –
                                 Руки выше, плечи шире.
                                 Один, два, три, четыре –
                                 И на месте походили.

       Дети очень любят играть со своими пальчиками, поэтому для усвоения порядкового и количественного счета можно использовать пальчиковые игры:

                                  Мы «один» нарисовали,
                                  Наши пальчики устали.
                                  Мы немножко отдохнем,
                                  Рисовать опять начнем.

                                  Дружат в нашей группе
                                  Девочки  и мальчики.
                                  Мы с тобой  подружим
                                  Маленькие пальчики.
                                  Один, два, три, четыре, пять.
                                  Пять, четыре, три, два, один.               С.Большакова

      Для изучения нумерации чисел рекомендуется использовать скороговорки, с помощью которых можно закрепить математические термины. При знакомстве детей с числами можно использовать следующие скороговорки:
                                 Три сороки, три трещотки.
                                 Потеряли по три щетки:
                                 Три – сегодня, три – вчера,
                                 Три – еще позавчера.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона.
       Для формирования основ математической культуры полезно использовать пословицы и поговорки. Например, С одной ягоды сыт не будешь. Или, два сапога – пара, да оба на левую ногу.
      Основой для формирования у детей математической культуры являются и загадки. В загадках предмет анализируется с различных точек зрения: количественной, пространственной, временной. Загадка может быть хорошим материалом для знакомства с тематическими понятиями, например, с числом, величиной и т.д.

                                  На горе – горушки стоят три старушки.
                                  Если охнут, люди глохнут.   (Пушки).
Эту загадку можно использовать при  знакомстве с числом три. Дети отгадывают загадку, после этого идет работа над числом: детям показывают карточку с числом 3, можно предложить найти «соседей» этому числу, сравнить с предыдущим и последующим числом, вспомнить состав числа 3.
       Дошкольники очень любят решать арифметические задачи, составленные в виде сказок, историй, стихов. Слушая условие такой задачи, дети должны быть внимательными, чтобы правильно ответить на вопросы и сообразить, что конкретно нужно найти.

                              В класс вошла Маринка,
                              А за ней Аринка,
                              А потом Игнат.
                              Сколько стало всех ребят?

                              Три голубя белых на крыше сидели.
                              Два голубя снялись и улетели.
                              Ну-ка, скажите мне поскорей,
                              Сколько осталось сидеть голубей?

     Или предложить решить задачу Бабы Яги:

                              Я вошла в тенистый бор.
                              И нашла там мухомор,
                              Два опенка, два сморчка.
                             Три масленка, два строчка.
                              У кого ответ готов:
                              Сколько я нашла грибов?

Литература:

1. Волина В.В. Веселая арифметика. Екатеринбург, 1998.
 2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки, М.,1985.


Яндекс.Метрика