Воспитание математической культуры у дошкольников средствами художественной литературы и фольклора
Старший воспитатель О.Ю.Колесова, МАДОУ №82 г. Томска
Процесс образования человека в настоящее время можно определить словами В.С.Библера «от знающего человека – к человеку культуры». Начинать формировать культуру следует, по мнению педагогов, с первой ступени дошкольного образования, и тогда с уверенностью можно будет сказать о высокой образованности и профессиональной компетентности человека. Важнейшей составной часть общей культуры человека является математическая культура, так как математика в современном мире занимает почетное место и ее роль в современной науке постоянно возрастает. Математика, по мнению физика Н.Бора: «это больше, чем наука, это - язык». Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них способность мыслить, анализировать.
Формированию у детей основ математической культуры способствует и ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными жанрами: пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, загадки, сказки, считалки. На основе фольклорного материала у детей идет приобщение к активной умственной деятельности, вырабатывается умение выделять математическую ситуацию, математические отношения, замаскированные внешними, несуществующими данными. В ходе поиска дети выдвигают догадки, используя логические приемы мышления – анализ и синтез. Произведения фольклора широко используются педагогами как прием, побуждающий к приобретению знаний: при знакомстве с новым материалом (числом, величиной и т. д.), как занимательный игровой материал.
Для того, чтобы усвоение цифр и чисел шло не механически, а осознанно, необходимо познакомить ребенка с ними сразу после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Например, при знакомстве детей с цифрой 1, можно попросить ребенка положить на стол карандаш. Спросить: «Сколько карандашей лежит на столе?» Количество предметов обозначается знаком, он называется «цифра». Цифра «один» обозначает количество предметов – один карандаш. Педагог читает стихотворение:
Я, ребята, единица!
Очень тонкая, как спица!
Далее следует показать детям цифру 1 и предложить ее раскрасить или предложить вылепить ее из пластилина. Аналогично можно познакомить детей с другими цифрами. Для стихотворного сопровождения можно использовать произведение С.Маршака «Веселый счет».
При ознакомлении с числами и цифрами полезно использовать стихи:
Два похожа на гусенка
С длинной шеей,
Клювом тонким. Г. Виеру
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул. Г. Виеру
Цифра семь! Цифра семь!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу! В. Бакалдин
Очень важно у детей сформировать представление о числе ноль, он понадобится для записи числа 10. Число ноль – особое число, можно предложить детям предложить угостить конфетами (4 штуки) своих друзей: одну конфету дадим Ульяне, вторую – Косте, третью – Свете, а четвертую дадим Саше. В про- цессе выполнения задания следует показывать цифру,обозначающую количество конфет, оставшихся в вазочке (3,2,1). Когда ребенок отдает последнюю конфету, задаем вопрос: «Сколько конфет осталось в вазе?» (Ни одной). Ноль конфет обозначаем цифрой 0.
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким,
Но как его не назовем,
он называется нулем! Ф.Даглараджа
Для закрепления нумерации чисел порядкового и количественного счета имеют считалки:
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали,
Утром встали, щей поели
И тебе водить велели.
Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать?
Один, два, три –
начинаешь ты.
Для закрепления количественного счета и отдыха детей можно использовать физминутки математического содержания:
Митя шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз-грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
Один, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Один, два – хлопок в ладоши,
А затем на каждый счет.
Один, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Один, два, три, четыре –
И на месте походили.
Дети очень любят играть со своими пальчиками, поэтому для усвоения порядкового и количественного счета можно использовать пальчиковые игры:
Мы «один» нарисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
Рисовать опять начнем.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один. С.Большакова
Для изучения нумерации чисел рекомендуется использовать скороговорки, с помощью которых можно закрепить математические термины. При знакомстве детей с числами можно использовать следующие скороговорки:
Три сороки, три трещотки.
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера,
Три – еще позавчера.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона.
Для формирования основ математической культуры полезно использовать пословицы и поговорки. Например, С одной ягоды сыт не будешь. Или, два сапога – пара, да оба на левую ногу.
Основой для формирования у детей математической культуры являются и загадки. В загадках предмет анализируется с различных точек зрения: количественной, пространственной, временной. Загадка может быть хорошим материалом для знакомства с тематическими понятиями, например, с числом, величиной и т.д.
На горе – горушки стоят три старушки.
Если охнут, люди глохнут. (Пушки).
Эту загадку можно использовать при знакомстве с числом три. Дети отгадывают загадку, после этого идет работа над числом: детям показывают карточку с числом 3, можно предложить найти «соседей» этому числу, сравнить с предыдущим и последующим числом, вспомнить состав числа 3.
Дошкольники очень любят решать арифметические задачи, составленные в виде сказок, историй, стихов. Слушая условие такой задачи, дети должны быть внимательными, чтобы правильно ответить на вопросы и сообразить, что конкретно нужно найти.
В класс вошла Маринка,
А за ней Аринка,
А потом Игнат.
Сколько стало всех ребят?
Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
Или предложить решить задачу Бабы Яги:
Я вошла в тенистый бор.
И нашла там мухомор,
Два опенка, два сморчка.
Три масленка, два строчка.
У кого ответ готов:
Сколько я нашла грибов?
Литература:
1. Волина В.В. Веселая арифметика. Екатеринбург, 1998.
2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки, М.,1985.