Детский сад 82 г.Томск - Сотрудничество ДОУ и семьи в проектной деятельности

Сотрудничество ДОУ и семьи в проектной деятельности

Категория: Методическая копилка Создано: 29.03.2014

О.Л. Крикунова, воспитатель

И.Е. Цырганович,  воспитатель                                                             

   С самого первого дня ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который окружает его. Нам всем хорошо известно, что дети дошкольного возраста являются «почемучками». И так как ребенок еще не может самостоятельно найти ответы на все интересующие его вопросы – помощь ему оказывают педагоги и родители. Детский сад, являясь первой ступенью системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение современного образования, активное проникновение научно- технического прогресса во все сферы окружающей жизни,  диктуют педагогу необходимость выбирать более передовые и эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новейших  технологий.

Одним из таких методов  является метод проектной деятельности. Семья - социальная основа воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Именно в ней формируются нормы поведения, закладываются основы нравственности ребёнка, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию будущей личности, но и самоутверждению маленького  человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. В данное  время в  работе с родителями заметные  результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, в любом проекте, как маленьком, на уровне ДОУ, так и масштабном, включена область работы с семьей. Это и создание листовок, агитплакатов, обустройство выставок, написание мини-сочинений, экскурсий, участие в родительских собраниях и клубах, оформление стендов и многое другое. При таком взаимодействии ДОУ и семьи, родители становятся самыми активными помощниками педагогов в любом проекте. Суть же использования метода проектов заключается в том, что в процессе обучения дети создают некий творческий проект игры, при работе над которым используются не только практические знания, полученные ранее в процессе игры или личного опыта, но и теоретические, полученные на занятиях или переданные родителями. Используя метод проектов в работе с дошкольниками необходимо помнить, что проект  это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно. Хотелось бы еще раз заметить, что семья и дошкольное образовательное учреждение это два важных социальных института социализации ребенка. И не смотря на то, что их воспитательные функции различны, положительных результатов, возможно, достичь только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Важный момент  в сотрудничестве во время проектной деятельности – убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий всех участников образовательного процесса: членов семьи,  детей  и педагогов дошкольного учреждения.

 

      В частности во время работы внутри, какого либо проекта педагог:

- помогает детям спланировать цели,

- организует деятельность по решению задач путем экспериментирования, моделирования

- организует работу над проектом поэтапно (направляет на поиск решений, организует предметно – речевую, продуктивную, исследовательскую деятельность)

- оказывает практическую помощь (по необходимости)

     К реализации проекта привлекать родителей дошкольников можно не зависимо от его темы и временного отрезка.  Так же им можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др. Родители могут помочь детям собрать и оформить материалы. При таком подходе родители становятся самыми активными помощниками и оказывают значительную поддержку педагогам в любом проекте. Члены семей воспитанников могут не только быть источником информации, оказывая реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в проектной деятельности, но также стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов сына или дочери.

     Дети, в свою очередь, опираясь на помощь взрослых, ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездки, походы; наблюдения и экскурсии, занятия в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают различные коллекции, оформляют семейные альбомы, занимаются творчеством, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Среди дошкольников  не следует проводить конкурсы по защите проектов. Хорошая форма итоговой презентации продукта проектов – выставки и конкурсы семейного проектирования, фестивали проектов, потому что погоня за количеством, призами плохо влияет на саму идею проекта. В каждом проекте нужно увидеть и отметить что - то хорошее, создать каждому ребенку ситуацию успеха.  

         Семейное проектирование это шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.

 

Яндекс.Метрика