Детский сад 82 г.Томск - Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Категория: Методическая копилка Создано: 13.05.2022

Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Развитие у ребенка мелкой моторики важно потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память, мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста. Просто выполнять упражнения ребенку будет скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

  • Пальчиковая гимнастикаэто инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 
  • Игры с пуговицами - подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. Попросите малыша сделать такой же или предложите ему придумать свои варианты рисунков. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
  • Игры с сыпучими материалами - крупа, макароны, бусины, камешки, шарики. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
  • Игры с прищепками - помогите представить ребёнку, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона, «лучики» для солнышка, «дождинки» для облака и т.д. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками.                                                                                
  • Игры – шнуровки, кнопки, молнии, застежки- можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают умственные и творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, развивают пальцы и кисти рук, тем самим подготавливает их к письму.
  • Массаж пальцев и кистей, гимнастика для пальчиков «Су-джок», самомассаж.
  • Лепка (пластилин, соленое тесто, глина), рисование (карандаши, кисти, пальчиками, ладонью), аппликация (плетение и складывание из бумаги, вырезание), конструирование (железные, деревянные, пластмассовые конструкторы).
  • Игры с нитками – сматывать нитки в клубок, плетение, выкладывание узоров;
  • Игры с бумагой – вырезание, выкладывание узоров, обрывание, складывание;
  • Рисование по крупе или песку - на поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (песок). Проведите пальцем ребенка, позвольте малышу самому нарисовать несколько простых линий, затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы.
  • Игры с пробками от бутылок, пальчиковым театром - две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх, это — «лыжи», указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах. Разыгрывание элементарных персонажей из сказок с помощью пальчикового театра.
  • Различные виды мозаик как с крупными, так и с мелкими деталями.
  • Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые     эспандеры. Прекрасное оздоровительное и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша, камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Цветные клубочки ниток для перематывания, набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.
  • Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу
  • Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на бархатной бумаге).
  • Семена, мелкие орешки, разнообразный природный материал.
  • Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия, пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, бизиборды и многое другое.
     

Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.

 

Учитывая возраст и уровень физического развития ребенка, необходимо выбирать для него интересные занятия и упражнения, чтобы он с удовольствием их выполнял и радовал своими успехами!

Воспитатель группы «Любознайки»: Гельм Е.Ф.

Яндекс.Метрика