Закаливание в детском саду
Красова Л.В.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад № 82 г.Томска.
В МАДОУ №82 в режиме дня большую часть времени занимают мероприятия для проведения форм оздоровительной работы с детьми. Содержание закаливающих мероприятий в нашем МАДОУ подбирается в соответствии с группой и состоянием здоровья каждого ребенка, рекомендациями педагогического и медицинского персонала. Основными средствами закаливания служат самые естественные факторы, необходимые для жизни и здоровья: воздух, вода и солнце.
Педагоги , медики и руководители по физическому воспитанию определили принципы закаливания :
· Регулярность;
· Постепенность (постепенное увеличение нагрузки);
· Интенсивность, то есть увеличение времени действия;
· Сочетаемость общих и местных охлаждений;
· Комплексность;
Положительный и эмоциональный настрой ребенка
На современном этапе существуют различные методы закаливания для детей. Л.Г.Голубева и И.А.Прилепина описали следующее: «Самый традиционный - метод постоянного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое – воздух, вода, солнце и так далее. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия».
Вода является самым доступным средством закаливания. Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, по сравнению, например, с воздушными процедурами.
Обширное умывание как эффективный вид закаливания применяется с детьми среднего и старшего возраста. Его мы проводим после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет последовательный действия.
· .
Мы в нашем детском саду применяем методы:
а) контрастный: в раннем возрасте - «тепло – холод – тепло»,
в старшем возрасте – «холод – тепло – холод»;
б) снижение температуры: используются все принципы закаливания: системность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка, положительный эмоциональный настрой;
в) интенсивного закаливания.
Мы применяем в работе с детьми несколько видов закаливания :
- воздушные ванны (прогулки, проветривание помещений 4-5 раз в день зимой и летом и т.д.);
- закаливание солнцем (солнце является сильнодействующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общеукрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучщим становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказать и отрицательное действие. Поэтому к этой процедуре надо подходить очень осторожно.);
- водные процедуры (умывание лица, шеи в течение 1-2 минут при температуре воды 28-30оС;
- местное влажное обтирание (рукавичкой, смоченной водой, обтирают руки и ноги в течение 1-2 минут, постепенно снижая температуру воды до 28оС;
- босохождение (зимой в помещении, а летом – на улице);
- солевые дорожки) дети растирают стопы о массажные коврики, затем проходят по дорожке, смоченной в йодно-солевом растворе, и в завершение по сухой жесткой ткани, ребристой дорожке или камушкам. Процедура проводится ежедневно и способствует раздражению рефлекторных зон стопы);
- контрастные водные ванночки для рук (ребенок сначала погружает руки в теплую воду 38-40оС, затем в холодную 20-22оС).
Закаливающие процедуры мы проводим в нашем детском саду с соблюдением всех принципов и правил закаливания, а также при постоянном медико-педагогическом контроле.
Литература:
1. « Реабилитация часто болеющих детей.» Под редакцией Е.И. Кондратьевой, Т.А. Шемякиной, Е.Ю. Тютевой и др. Учебное пособие. « Печатная мануфактура » Томск - 2009
2. «Закаливание малыша». Л.Г. Голубева , И.А. Прилепина
« Просвещение»,2007
3. «Закаляйтесь на здоровье», А. П .Лаптев, Москва, « Медицина»,1991г.