Детский сад 82 г.Томск - Формирование эстетического отношения к окружающему миру у дошкольников

Формирование эстетического отношения к окружающему миру у дошкольников

Категория: Методическая копилка Создано: 13.04.2022

Воспитатель Адиева Светлана Михайловна

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляются очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Так же внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Дети открывают для себя новый мир: стараются потрогать всё руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

В настоящее время, чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в раннем возрасте в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям. Дети впервые осознают роль природы в жизни человека, переживают нравственно-эстетические чувства, побуждающие их заботится обо всём, что нас окружает. Природа с ее необычным разнообразием явлений, животных и растений, при непосредственном общении с ней пробуждает в ребёнке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Воспитание и развитие этих позитивных чувств является основой экологического образования.

Когда ребёнок отдалён от природных простор, в мире технического прогресса, познавать красоту окружающего мира становится всё труднее и труднее. Поэтому необходимо целенаправленно работать по эстетическому развитию и совершенствованию эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности ребёнка, воспитанию в детях любви ко всему прекрасному.

Эстетическое отношение к природе во многом зависит от способности эмоционально воспринимать ее. Умение видеть красоту мы стремимся развивать в себе и в детях постоянно. Но современные дети не обнаруживают за собой способность видеть и чувствовать красоту окружающей их действительности. На данном этапе развития нашего общества скорее наблюдается обратная тенденция: звуки природы (пение птиц, журчание ручья) детям заменили звуки различных стереосистем, а красоту окружающей нас природы детям заменяет виртуальный мир компьютера.

Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Поэтому в дошкольном возрасте закладываются основы эстетического восприятия окружающей жизни, искусства, закладывается фундамент художественных представлений, на которые ребенок может опираться в дальнейшем.

Эстетическое восприятие - эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

В свою очередь эстетическое отношение к природе, которое мы должны воспитывать у своих детей, как раз и предполагает бескорыстное восприятие её красоты. Б. Неменский говорит, что «опыт отношений нельзя выучить или приобрести путём упражнений, его нельзя приобрести никакими волевыми усилиями, его надо пережить – другого пути нет!» « Искусство создавая действующие модели жизни, втягивает нас в сходные с жизненными события, вызывает сходные с жизненными переживания и раздумья, активизирует наш собственный опыт». Одним словом, зримая красота, которой обладает искусство лучше всего подходит для формирования эстетического отношения к природе у дошкольников.

Природа как средство – это когда воспитатель, используя ее возможности, делает ее наглядной для ребенка. Ведь именно через нее можно увидеть гармонию, то есть основу красоты: разнообразие и сочетание красок, форм, звуков.

В ходе непосредственной образовательной деятельности и в повседневной деятельности используются такие формы организации детей, как индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, коллективная. Использование различных форм работы в течение детства способствует поднятию эстетической культуры детей и их экологического развития. Дети более осознанно воспринимают увиденное, выносят из этого соответствующий смысл.

Яндекс.Метрика