Детский сад 82 г.Томск - Консультация для педагогов и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

Консультация для педагогов и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

Категория: Методическая копилка Создано: 11.02.2014

Матвиенко Наталья Николаевна, воспитатель 1 квалификационная категория,  МАДОУ центр развития ребенка – детский сад №82 г.Томска

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическое, образное, творческое мышление, память, речь детей – дошкольников. Представленная информация основана на личном опыте. Я, являюсь мамой 5 летнего сына и воспитателем старшей группы МАДОУ, центра развития ребенка 2,5 года.

Итак, начну. Прежде всего, хочу отметить, что мир вокруг ребенка формируем мы – взрослые и только от нас зависит, в каком направлении будет развиваться наш малыш. Конечно, многие из нас хотят его видеть всестороннеразвитым, но для этого одного желания мало.

 С чего начала я, спросите вы? Во - первых с формирования правильной предметно – окружающей среды как дома, так и в группе детского сада, где я работаю. Ребенок, как установлено учеными развивается в игре, привычной для него среде. И, на начальном этапе, мы – взрослые, направляем этот вид деятельности в нужное русло.

 С рождения я старалась окружить сына развивающими игрушками. При их выборе учитывала всегда возрастные особенности ребенка, их полезность для развития моторики, логического, образного мышления, цветовосприятия и конечно безопасность. Предпочтение отдавала и отдаю игрушкам из натуральных материалов дерево, ткань.

В первые месяцы это пирамидки, развивающий коврик, музыкальная карусель над кроваткой, погремушки, игрушки – мякиши.

 В настоящее время очень широкий спектр развивающих игрушек из дерева нам предлагают российские производители. Сыну очень полюбились  наборы геометрических фигур из дерева, на которых мы изучали цвет, геометрические фигуры, развивали фантазию, строя самые разнообразные замки и дома. В год он изучал, предложенный мной набор из кубиков, далее по мере взросления мы начали предметно, в процессе игры, проговаривать названия фигур и цвет. Коллекция геометрических наборов периодически пополнялась т.к фантазия более старшего ребенка требует размаха и строительного материала.

Для развития речи, памяти и творческого воображения были приобретены несколько театрализованных наборов с различными сказками. Т.е эти наборы, по моему мнению, желательно иметь всем семьям для гармоничного развития малышей.

Так же в арсенале мы имеем различные виды строительных конструкторов. В этом вопросе опять же конструктора много не бывает. Начинать, конечно же, необходимо с конструкторов с более крупными деталями, усложняя их, учитывая возраст ребенка.

Для развития логического мышления и комбинаторных способностей я остановила выбор на логических кубах, домиках, стаканчиках (разные по цвету и диаметру), пирамидках, матрешках, блоках Дьенеша, палочках Кюизнера, рамках Монтессори. Надеюсь, не испугала Вас этими перечислениями? Все игры приобретались в различных детских магазинах и магазинах развивающих игрушек, в которых всегда Вам предложат и наглядные пособия, которые идут в комплекте к играм.

Для сюжетно – ролевых игр у сына, как и у всех детей, есть машинки, мягкие игрушки. С большим интересом мы с ним играем в школу.

 Очень большое место у нас занимают книги. Читаем с рождения. В 1,5 года нам подарили очень красивую книгу « Азбука», которая привлекла внимание малыша. К 2 годам сын знал весь алфавит и стихи на каждую букву. По ней мы еще и расширяли кругозор ребенка. Далее я приобрела «Математику для детей 2х лет». По ней мы научились счету до 10, простейшим математическим действиям. С трех до четырех лет сын с удовольствием обучал грамоте и математике «своих учеников». Книги подбираем разнообразные стихи, сказки, различные развивающие, энциклопедии для дошкольников. С удовольствием слушает достаточно серьезные произведения для его возраста «Волшебник Изумрудного города», «Золотой ключик или приключения Буратино», сказки А.С.Пушкина, стихи В.Маяковского ит.д. Любовь к книгам однозначно прививается с колыбели. По моим же наблюдениям, дети, которых не знакомят дома с  книжным миром, менее усидчивы, у них менее развит кругозор, речь и память. Роль книги для гармоничного развития ребенка очень важна!

Для развития логического мышления и моторики детей очень полезны пазлы. Опять же при подборе не забываем принцип «От простого к сложному». Постепенно, учитывая возраст усложняю выбор пазлов как дома, так и в детском саду. Прогресс в развитии детей очевиден. Начинать в присутствии взрослых собирать пазлы рекомендую с года. Производители так же позаботились в этом вопросе и предлагают нам пазлы для всех возрастов и из различных материалов. К пяти годам сын за 30 минут собирает 160 деталей и начал собирать 360. При выборе учитываю всегда его пожелания, чтобы любая игра была в радость.

Для расширения кругозора, речи, памяти, образного, логического мышления мне помогают настольно – печатные игры («Ассоциации», «Профессии» «Времена года», «Мои первые часы», «Цвета», «Что такое хорошо» и т.д).

 Для развития мелкой моторики, и как следствие речи ребенка, незаменима мозаика различных видов. Игры с мелкими деталями для безопасности ребенка рекомендую только при совместной деятельности со взрослыми.

В постоянном визуальном контакте сын и дети моей группы находятся с алфавитом, цифрами. Дома на мальберте и холодильнике у нас магнитные цифры и буквы, на столе для занятий аналогично присутствуют цифры, буквы, времена года, время суток, геометрические фигуры. В детском саду выставляю книжки – передвижки, учебные плакаты, книги, игры с цифрами и буквами, находящиеся в свободном доступе детей.

 Для развития моторики, речи и творческого воображения применяю лепку ( глина, пластилин) и различные техники рисования.

Если в более раннем возрасте ребенка необходимо было направлять и становиться полноправным партнером в совместных играх ребенка со взрослым, то к пяти годам ребенок, используя полученные знания и опыт сам определяет, что ему интересно в данный отрезок времени. Сам сменяет виды деятельности и лишь иногда обращается ко взрослым за помощью или советом.

Подводя итог, хочу пожелать Вам при создании материальных благ для всестороннего развития  ребенка не забывать о духовных ценностях, разговаривать с ним, отвечать на многочисленные вопросы, интересоваться внутренним миром ребенка и тогда он несомненно порадует  Вас своими достижениями и успехами в будущем!

Яндекс.Метрика