Детский сад 82 г.Томск - Формы работы с родителями в адаптационный период

Формы работы с родителями в адаптационный период

Категория: Методическая копилка Создано: 25.09.2021

Вопрос адаптации детей их родителей. Эта тема была, и с каждым годом становится всё более актуальной. Ведь не секрет, что период привыкания ребёнка к дошкольному учреждению касается не только самого малыша, но и непосредственно всех его родных. И от того, насколько грамотно мы с вами подойдём к решению всех сопутствующих вопросов, будет зависеть срок периода адаптации.

Адаптация ( от лат. adapto — приспособляю), то есть процесс приспособления.

 Адаптация – способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды, как постепенное изменение физиологических процессов, так и приспособление психологических особенностей и поведения ребенка к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он оказался в данный момент.

Виды адаптации:

Психологическая адаптация – приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям , в которых оказался ребёнок.

Социальная адаптация – приспособление к новым социальным условиям существования в данный момент.

      Степени адаптационного периода:

Легкая (2-3 недели), средняя (1 месяц),  тяжелая (2 и более месяцев).

       Мы, педагоги, должны обладать коммуникативными умениями, профессионализмом и заинтересованностью в успешном развитии ребёнка, должны показать родителям, что являемся их единомышленниками.

Цель работы: развивать педагогическую компетентность родителей помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачи:

     1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

    2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

    3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

   4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    Главная наша задача на сегодня – это в первую очередь обучить родителей самостоятельному решению жизненных задач, связанных с воспитанием ребёнка. Ведь …

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

Работа воспитателей строится по следующим принципам:

  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • возрастной характер взаимодействия с родителями;
  • доброжелательность и открытость.

Выполнение данной задачи требует от нас, педагогов, определенных усилий.

     В своей работе я использую различные методы и формы общения с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные, суть которых – обогатить родителей педагогическими знаниями, помочь им и ребёнку адаптироваться в детском саду.

     Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

В своей работе я использую все формы:

- коллективные: родительские собрания, групповые консультации, конференции, «круглые столы»;

- индивидуальные формы: педагогические беседы с родителями, тематические консультации.

    

 Нетрадиционные формы общения - это родительский клуб «Здоровая семья», дни открытых дверей, общение посредством Интернет-сайта, мини-тренинги, подготовка и проведение различных праздников, досугов, проектов, родительские гостиные. Например, «Новоселье – первый раз в детский сад».

       Зачастую нам с родителями не хватает времени для индивидуальных бесед, чтобы вникнуть в их проблемы воспитания ребёнка в семье, к тому же не каждый родитель идёт на такие откровенные беседы, вот тогда, то мне на помощь и приходят такие формы работы, как «родительская почта», анкетирование и игры-тесты.

Предлагаю вам образцы анкет, помогающих мне в работе.

  1. Первичная анкета для родителей «Давайте познакомимся» (очень полезна для знакомства с семьёй ребёнка и с самим ребёнком, а также даёт возможность родителям лишний раз вспомнить, что любит ребёнок и с кем он этим занимается и вообще немного задуматься о своей семье)
  2. Анкета для родителей "Особенности общения родителей и детей в семье"(позволяет воспитателю узнать особенности общения родителей и детей в каждой семье)
  3. Анкета для родителей «Как вы относитесь к своему ребёнку»(даёт возможность родителям задуматься о своём отношении к ребёнку)
  4. Тест на выявление отношения родителей к воспитателю и детскому саду «Курочка и цыплята»(результаты тестирования позволяют:

- выявить отношение родителей к воспитателю и к детскому саду, а также к ребёнку;

- выработать систему действий, направленных на укрепление детско-родительских отношений).

Этот тест может проводится раз в год, он помогает планировать работу с родителями.

  1. Анкета для родителей «Воспитание детей»(результат анкетирования позволяет родителям узнать правильных ли принципов воспитания они придерживаются).
  2. Тест – игра: «Какой Вы родитель?»
  3. Тест-игра: «Семейное дерево»(даёт возможность родителям увидеть, как выстраиваются отношения в семье, в том числе родителей и детей).

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

     Успеха в выстраивании добрых отношений с родителями ваших воспитанников. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких! 

Яндекс.Метрика