Театрализованная деятельность как одно из средств формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. И поэтому одной из задач образования является формирование духовно-нравственной личности. Проблема духовно-нравственного воспитания детей очень актуальна: материальные ценности преобладают над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Формирования основ моральных качеств начинается уже в дошкольном детстве. Этот возраст является начальным периодом развития ребенка. Важно сформировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина своего общества.
Одним из видов деятельности, направленных на формирование нравственных ценностей у дошкольников, является театр. Этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка.
Казалось бы, такая простая и знакомая организация игровой среды для того чтобы дети могли участвовать и сами показывать различные театральные постановки выглядит совсем иначе когда изучаешь и пробуешь использовать в своей работе методы обогащения детского опыта.
Особое внимание уделяется созданию условий, способствующих духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности. Для их реализации, в группе создается предметно-развивающая среда, в которой имеется оборудованная театральная зона, с различными видами театров: бибабо, настольный, теневой, тростевой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и другие. Так же имеются реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски.
Для организации и создания антуража театра так же используются материалы из других центров. Хорошо формирует нравственные чувства у детей именно игровой материал, созданный своими руками. Для этого можно сначала договориться между собой и мастерить необходимый инвентарь совместно с детьми и их родителями. Для этого необходимо, чтобы присутствовал разнообразный материал для детского творчества в доступном месте и в необходимом количестве.
Подобраны тексты, миниатюры, проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр.
Имеется ряд народных сказок, по овладение духовно-нравственными основами личности, с использованием проблемных ситуаций, такие как: «Морозко», «Старуха-говоруха», «Дочь и падчерица», «Крошечка-Хаврошечка», «Буренушка», «Баба – Яга», « Василиса Прекрасная» и т.д
Театрализованную деятельностью можно проводить с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, включая их как в повседневное время, так и как часть занятий. В этом возрасте большую роль отводиться играм – драматизациям. Они способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения, пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивости. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память и др.
Используются такие приемы театральной деятельности как:
- имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями);
- имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
- имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево);
- имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику);
- импровизация под музыку;
- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель;
- ролевой диалог героев сказок;
- инсценирование фрагментов сказок о животных;
- драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и другие.
Театрализованная деятельность в жизни дошкольника не только помогает сплотить детей-воспитателей и родителей, но и совместно обогатить друг друга мудростью, духовностью, знаниями.
Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых доступных для детей видов усвоения духовно - нравственных качеств: помогает осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей. Служит продуктивным источником развития детей, помогает обогатить детскую жизнь ребенка и формирует правильные формы взаимодействия детей друг с другом.
Цырганович Ирина Евгеньевна,воспитатель