Детский сад 82 г.Томск - Детские страхи. Как помочь малышу «не бояться»
TheGrue.org

Детские страхи. Как помочь малышу «не бояться»

Латышева А. Н., воспитатель

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребёнку тем более. Страх - это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. Страх – это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.

Что же такое «детский страх»? и как с ним бороться?

В современном мире ребенок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. 

Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение.

         Классификация детских страхов выделяет два основных типа:

  •         «Немые» страхи. Такое название носят те страхи, которые сам ребёнок зачастую отрицает, однако их наличие абсолютно очевидно для родителей.
  •        Страхи – «невидимки». Подобные страхи ребёнок признаёт, а вот взрослые, напротив, не замечают никаких признаков подобных страхов.

К «немым страхам» чаще всего относятся страхи животных, громких звуков, незнакомых людей и непривычной обстановки. Ребёнок может и сам до конца не осознавать, что он боится, но для взрослого человека наличие проблемы очевидно.

Невидимые страхи гораздо более разнообразны, существует огромное их количество.

В основе следующей классификации видов страха, выделяемой психологами,  лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения:

а). Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

б). Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.

в). Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоретически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный. Существуют основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой.

В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают (Приложение 1).

 У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением. В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста. Позднее в 3-4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое-то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под кроватью, в шкафу и т.д. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.

Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает. Например, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

Причины возникновения детских страхов:

  • Нехватка общения с взрослыми людьми (у эмоционально чувствительных детей страх возникает вследствие стремления матерей как можно раньше начать работу и выйти из отпуска по уходу за ребенком. Они очень рано отдают малышей в дошкольные учреждения, на попечение своих родителей, нянь и фактически не учитывают эмоциональное состояние малыша);
  • Ссоры в семье (Если малыши видят, что родители часто кричат, ссорятся и занимаются рукоприкладством, то число страхов у детей резко возрастает. Девочки более эмоционально ранимо воспринимают отношения в семье);
  • Доминантное поведение матери (Если женщина занимает лидирующую роль в семье, позволяет себе агрессивное поведение по отношению к остальным членам семьи, детские страхи в подобном случае обеспечены.)
  • На количество страхов, возникших у детей, большое влияние оказывает состав семьи. В неполных семьях у детей страхов на много больше, чем у детей в полных семьях.
  • Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, чем дети с сестрами и братьями. Увеличение числа детей в семье способствует уменьшению страхов. А увеличение взрослых у детей вызывает обратный эффект.
  • Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения детских страхов у детей. У молодых, жизнерадостных родителей дети менее склонны к возникновению и проявлениям страхов. А у родителей после 30-35 лет малыши часто беспокойны. Впитывая с раннего возраста тревогу родителей, дети  очень рано начинают проявлять признаки беспокойства, которые перерастают в инфатильность, неуверенность в себе.
  • Малая игровая и двигательная активность ребенка, отсутствие навыков коллективной игры так же содействуют развитию у детей повышенного беспокойства.

Последствия возникающих страхов у детей непредсказуемы. Иногда страхи малышей настолько разрастаются в психике малыша, что затормаживают её развитие. У детей может наблюдаться исчезновение положительных эмоций. Смех и жизнерадостность становятся недоступными. Вместо положительных эмоций развиваются эмоциональная неудовлетворённость, неуверенность в себе, ребенок выглядит удручённым.

Но самое главное - человек, который в детском возрасте не смог избавится от страхов, став взрослым, испытывает огромные трудности в установлении гармоничных семейных отношений и передаст свои страхи своему ребёнку. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей.

Патологический страх оставляет отпечаток и на мышлении малыша. Оно становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги. А при страхе -вялым, заторможенным. Мышление ребенка теряет свою гибкость. Стремительно уменьшается познавательная активность малыша, а любознательность и любопытство исчезают. Дети становятся безынициативными, что говорит о развитии защитного торможения, которое предохраняет психику от эмоциональных перегрузок.

При постоянно действующем страхе на ребенке искажается его эмоционально – волевая сфера. Появление какой-то критической ситуации выбивает его из колеи. Такие  дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Отношения окружающих к ним воспринимаются неадекватно.

Для выявления детских страхов и их коррекции психологи сегодня пользуются несколькими основными методами:

  • Рисование страха. Рисование является отличным способом того, как можно избавиться от детского страха.

До наших дней дошли источники, подтверждающие давний интерес многих исследователей к детским рисункам. Ученые пытались использовать рисунок как инструмент для изучения внутренней жизни ребенка, старались уловить переживания, взгляды, отношение художника к окружающему миру.

Рисование страха теснейшим образом связано с арт-терапией. В случае коррекционно-развивающего обучения НОД по формированию продуктивной деятельности в определенной степени играет психотерапевтическую роль.

Арт-терапия, как метод – безболезненна, не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

  • Лепка из пластилина подойдет тем детям, которые предпочитают ее рисованию.
  • Придумывание сказок, в которых будет рассказано именно о том, что тревожит ребенка. Сказкотерапия идеально подходит для определения детских страхов 5 лет.
  • Использование предметно – ролевых игр. Например,  «Пятнашки». Смысл игры заключается в следующем: воспитатель должен обозначить игровую площадку, на которой находятся дети (игроки). Ведущий должен догонять участников. Тот, кого догнали, становится ведущим. Атмосфера во время игры должны быть как можно более дружеской и весёлой. Обязательно педагог сам принимает участие в игре, периодически поддаваясь ребёнку.

Эта игра помогает ребёнку избавиться от страха перед наказанием. Кроме того, она прекрасно помогает восстановлению утраченных доверительных отношений между взрослыми и детьми.

        Всем известная и с детства любимая игра «прятки» так же является отличным средством для преодоления ребёнком страха темноты, замкнутого пространства и чувства одиночества.

Для достижения наилучшего результата педагог позволяет ребёнку быть ведущим. Заранее обговаривает с ребенком те места, где прятаться нельзя, после чего гасит верхний свет, оставив лишь приглушенный свет. Однако воспитателю нужно помнить о том, что, если ребёнок проявляет признаки страха, или вообще отказывается от игры, ни в коем случае, не нужно принуждать его, чтобы не усугубить проблему ещё больше.

         Абсолютно любая методика диагностики детских страхов ставит перед собой цель выявить не только сами страхи, но и причину их возникновения, для того, чтобы бороться не с последствиями, а с первичной причиной.

Список использованной литературы.

1. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006;

2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2005;

3. Зубкова А.С., Зубанова С.Г. Книга для родителей. Детские страхи / А.С. Зубкова, СГ. Зубанова. - Ярославль.: Академия развития, 2007;

4. Кузьмина М. Детский невроз страха // Школьный психолог. - 2000. - № 25;

5. Татаринцева А.Я., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007;

6. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно. - СПб.: Речь, 2007.

Приложение 1

Детские страхи (ранний и дошкольный возраст)

 Возраст Возрастные страхи

0 – 6

месяцев

Любой неожиданный громкий звук;

быстрые движения со стороны другого человека;

падение предметов;

общая потеря поддержки.

7 – 12

месяцев

Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.);

любые незнакомые люди;

смена обстановки, одевание одежды и раздевание;

отверстие стока в ванной или бассейне;

высота;

беспомощность перед неожиданной ситуацией.

1 – 2

года

Громкие звуки;

разлука с родителями;

любые незнакомые люди;

отверстие стока ванны;

засыпание и пробуждение, сновидения;

страх травмы;

потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

2 – 2,5

года

Разлука с родителями, отвержение с их стороны;

незнакомые ровесники;

ударные звуки;

ночные кошмары;

изменение в окружающей обстановке;

природные стихии (гром, молния, град и др.).

2 – 3

года

Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.);

неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника);

исчезновение или передвижение внешних объектов.

3 – 5

лет

смерть (дети осознают конечность жизни);

страшные сны;

нападение бандитов;

огонь и пожар;

болезнь и операция;

природные стихии;

ядовитые змеи;

смерть близких родственников.

6 – 7

лет

Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);

потеря родителей или страх потеряться самому;

чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.);

школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка);

физическое насилие.

Яндекс.Метрика