Детский сад 82 г.Томск - Компьютерные игры как метод компенсации потребностей детей дошкольного возраста
TheGrue.org

Компьютерные игры как метод компенсации потребностей детей дошкольного возраста

       Компьютерные игры привлекают ребенка за счет яркости и динамизма виртуальных образов. По сути, это мультипликационный фильм, где ребенок сам может стать его героем. Особенно, это касается ролевых игр. В образе любимого героя ребенок получает неограниченные возможности делать то, что нельзя сделать в реальной жизни. Этот механизм и лежит в основе формирования зависимости от компьютерных игр.

Наибольшему риску возникновения зависимости от компьютерных игр подвергаются дети, которые не могут реализовать свои потребности в реальном мире. Это связано с нехваткой внимания, уделяемого воспитанию ребенка, неграмотным планированием его свободного времени и недостаточным развитием интересов и хобби. Кроме того, уже в дошкольном возрасте ребенок может использовать игру как способ решения своих проблем. Например, ребенок, которого упрекают в том, что он не умеет читать (писать, рисовать и т.п.) испытывает чувство неполноценности, неудовлетворенности собой, у него снижается самооценка. Однако в виртуальном мире он достигает новых уровней, развивает навыки своего персонажа, а вместе с тем и увеличивает чувство самоудовлетворенности. Довольно часто дети обращают внимание на игры, которые связаны с общением с реальными людьми. Это так называемые сетевые, многопользовательские игры. Очевидно, что зависимость от таких игр развивается у детей, которые испытывают трудности в социализации, либо просто ограничены в общении со своими сверстниками.

Чаще всего, реализация потребностей ребенка в играх связана с выбором конкретных игровых жанров. Ролевые компьютерные игры обеспечивают наибольшую глубину "вхождения" в игру. Они представляют самую большую угрозу детской психике, так как ребенок полностью погружается в иную реальность. В ролевых играх, особенно сетевых, он реализовывает потребности в общении, самоутверждении, развлечении и познании мира. Чаще всего, на эти игры обращают внимание дети, располагающие большим количеством свободного времени, а также неудовлетворенные происходящим в окружающем мире. Его могут беспокоить проблемы в семье, неудачи в общении с друзьями или родственниками, ощущение неуверенности в себе, желание показать себя и т.д. Разработчики ролевых игр стремятся максимизировать время, проводимое за игрой. Однако чем больше ребенок проводит время в виртуальном мире, тем больше разрыв между реальностью и его мировосприятием. Ребенка, увлеченного ролевыми играми, необходимо занимать интересными делами. Можно попробовать проанализировать его интересы, исходя из того, в какие игры он играет, и предложить ему альтернативу в реальной жизни. Допустим, ребенок увлечен игрой, где нужно танцевать для получения призовых очков, а затем покупать новые наряды, предметы и т.п. Такого ребенка можно увлечь занятиями танцами, а в выходные вместе посещать магазины, которые ему будут интересны. В крайних случаях необходимо принимать кардинальные меры, например, полностью исключить возможность пользования компьютером.

В число ролевых игр входят также стратегические жанры. Они позволяют игроку управлять деятельностью подчиненных компьютерных персонажей. Здесь он может быть командиром, главнокомандующим армии, главой государства, бизнесменом и т.п. Дети, увлеченные такими играми, нуждаются в удовлетворении потребностей в доминировании и власти. С одной стороны, такие игры вырабатывают способности к руководству, организованность, стратегическое и логическое мышление. С другой стороны, такие игры затягивают не меньше, чем остальные жанры. Для того, чтобы ребенок не попался в сети игры стратегического жанра, нужно проанализировать его взаимоотношения с семьей и сверстниками. Вполне возможно, что его поведение подвергается критике, ему не разрешено заниматься интересующими его делами, либо кто-то из сверстников снижает его самооценку.

Неролевые компьютерные игры менее опасны для детской психики. Это связано с тем, что здесь ребенок не идентифицирует себя с компьютерным персонажем. Основной мотивацией в неролевых играх является азарт, желание пройти игру и получить «приз». Сегодня существует несколько разновидностей ролевых игр.

Аркадные игры практически безобидны для психики ребенка. В них игрок управляет персонажем или транспортным средством, который собирает призы, быстро передвигается от одного уровня к другому, обходит врагов и т.д. Чаще всего такими играми увлечен ребенок, которому скучно. Другими словами, он пытается занять свое свободное время игрой. В данном случае можно помочь ребенку развить интересы в какой-либо области, больше уделять ему времени и внимания.

Головоломки – игры, которые позволяют совмещать пользу и вред одновременно. Они развивают логическое мышление у ребенка, знакомят с некоторыми настольными играми (шахматами, нардами, шашками и т.п.). В такие игры чаще всего играют дети, ощущающие потребность в доказательстве своего превосходства. У них появляется азарт с желанием обойти свой компьютер. Еще больший интерес головоломки вызывают у детей тогда, когда они играют со сверстниками и сравнивают свои результаты. С психологической точки зрения головоломки не представляют особой опасности для психики ребенка. Однако и в этом случае необходимо следить за количеством проведенного за компьютером времени. 

Игры на быстроту реакции – это абстрактные игры, которые обычно не имеют сюжета. Здесь зависимость вырабатывается за счет появления азарта, желания «пройти» игру, Кроме того, такие игры привлекают неусидчивых детей, так как не заставляют вникать в сюжет, продолжать уже начатый процесс игры и т.д. Достаточно включить игру и начать выполнять задания до проигрыша. Конечно, такие игры не настолько опасны для психики ребенка, как ролевые. Однако они способны повредить хрупкую психику за счет свои особенностей. Например, ребенок, постоянно проигрывая или не достигая желаемого результата, становится раздражительным, у него пропадает вера в свои силы, что влияет и на реальную жизнь. Кроме того, игры на быстроту реакции развивают некоторую нервозность характера. В них рекомендуется играть не более получаса в день. Время, потраченное на них, лучше заменить на «активные» игры в жизни, например, на прятки, футбол, лыжи, танцы и т.п.

Зависимость от компьютерных игр – это сложная проблема воспитания ребенка. В первую очередь, наличие таких отклонений указывает на недостаточность системы воспитания. Именно потому, стоит обратить внимание на то, сколько времени проводит ребенок за компьютером, в какие игры он играет и какие потребности реализовывает. Это необходимо для того, чтобы безболезненно «вернуть» ребенка в реальный мир.

Яндекс.Метрика