Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда
Для организации театральной деятельности с детьми необходимо научить их общаться в коллективе. Развитие первоначальных навыков игрового поведения можно начинать с использования упражнений, развивающих коммуникативные навыки, которые сближают детский коллектив, помогают наладить контакт со сверстниками и взрослыми и настраивают на непринужденное общение
Упражнение «Клубочек знакомства»
Я предлагаю нам встать в круг. Учитель-логопед показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет нам познакомиться. Передаём его по кругу и называем своё имя.
Я ласково имя своё назову – Светланочка,
Клубочек другому передаю
- Спасибо, за активное участие.
Актуальность: В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игровых упражнениях. Игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой. В этом учителю-логопеду помогают средства театрализованной деятельности. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов, атрибутов (различные куклы, персонажи, игрушки) для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Постоянное создание игровых ситуаций побуждает детей логопатов к речи.
Театрализованная деятельность - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.
Цель коррекционной работы логопеда - скорректировать речь детей-логопатов через использование театрализованных игр.
- Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
- Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
- Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
- Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
- В процессе работынад выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется самоконтроль за собственной речью, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Историческая справка:
Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только коллективные усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.
На логопедическом пункте имеются театрализованные игры:
- Пальчиковый театр: «Три поросёнка», «Лютый»
- Плоскостной театр: «Заюшкина избушка»;
- Пальчиковый театр (деревянный)«Гуси лебеди»;
- Настольный конусный: «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка»;
- Герои: волк, собака, кот, мышка, заяц (пальчиковый театр)
Обоснование: Во время проигрывания театрализованной игры ребенок общается со взрослым, где открываются большие возможности для коррекционной работы. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого, обучения.
Мотивация: Традиционная постановка и автоматизация звуков скучный, однообразный и утомительный процесс, а театрализованные игры вовлекают детей в эту кропотливую монотонную работу, помогают преодолеть трудности при коррекции речевых нарушений.
Ход мастер – класса:
- Упражнения, способствующие развитию произносительной стороны речи
Игра: «Мыльные пузыри», способствующая правильному речевому дыханию.
Нужно разделиться на две команды. Первая команда надувает мыльные пузыри. участники второй группы следят за их действиями и одновременно читают хором стихотворение Э. Фирджен «Мыльные пузыри»
Осторожно -пузыри!
- Ой какие, ой смотри.
- «Артикуляционная разминка».
- Научим куклу-Машу правильно выполнять артикуляционную гимнастику (перчаточная кукла)
А сейчас послушайте меня, я расскажу вам историю про божью коровку. Жила была божья коровка, однажды она вышла из своего домика, солнышко осветило ей спинку и все насекомые увидели, что у неё нет пятнышек на спинке, и они стали смеяться над ней. И божья коровка заплакала, но тут солнышко пощекотало её тёплыми лучиками, и божья коровка улыбнулась ему.
Упражнение: «Улыбка».
«Что бы у тебя появились пятнышки, нужно трудиться» - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка стала рассматривать картинки и делать упражнения, написанные в книжке. Она даже вытащила язычок и пошлёпала его, а затем покусала.
Упражнение: «Непослушный язычок».
И язычок стал ровным, как лопаточка.
Упражнение: «Лопаточка».
Вскоре набежала тучка и помыла божью коровку дождиком, но тут она не растерялась, и сложила свой язычок чашечкой.
Упражнение: «Чашечка».
И снова за работу. На картинках она увидела лошадку.
Упражнение: «Лошадка».
«Божья коровка спать пора ложиться» - обратилось к ней солнышко.
«Хорошо, давай я тебя чаем угощу» - сказала божья коровка и напоила солнышко чаем с вареньем.
Упражнение: «Вкусное варенье».
И отправились спать, солнышко под горку, а божья коровка под грибок.
Упражнение: «Горка».
Упражнение: «Грибок».
А утром все увидели, что у божьей коровки появились пятнышки. Вот такая история произошла с божьей коровкой. Вот и мы, если будем упражнять свой язычок, выговаривать чётко слова, то научимся говорить красиво и правильно.
- «Буду чисто говорить»
Чистоговорки используются для чёткого и правильного произношения звуков в речи, развития словарного запаса и чувства ритма. Используйте их в игре с игрушкой, картинкой повторяйте, как считалочку.
- Покажем Буратино правильную артикуляцию звуков, вместе с ним произнесём слова с изучаемым звуком. (перчаточная кукла)
Са-са-са-са;
Со-со-со-со;
Су-су-су-су;
Сы-сы-сы-сы
- Надеваем на пальчики «лисичек»- пальчиковый театр, и произносим чистоговорку, выполняя движения лисичкой.
Произносим слоги СА.
Са - са - са - са - са - са - будет в доме жить лиса.
Произносим слоги СЫ.
Сы - сы - сы - сы - сы - сы - дом просторный у лисы.
Произносим слоги СУ.
Су-су-су-су-су-су- дом порадует лису (Используем перчаточную куклу-лиса или конусный, пальчиковый театр, персонаж- лиса)
- Используем пальчиковый театр, персонаж-змейка и произносим чистоговорку, выполняя движения.
Зашипели змейки — ША.
Ша - ша - ша - ша - как погода хороша!
Прошипела змейка — ШУ.
Шу - шу - шу - шу - никуда я не спешу!
Произносим слоги — ШИ.
Ши - ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Повторяем слоги — ШО.
Шо - шо - шо - шо - солнце греет хорошо
Улыбнулись змейки — ШЕ.
Ше - ше - ше - ше - как приятно на душе!
- Произносим чистоговорку, выполняя движения пальчиками, используя пальчиковый театр, персонаж- комар)
Ры - ры - ры - вьются всюду комары.
Ра – ра – ра – мы поймали комара
Ра – ра – ра – вот такая вот игра.
- Используем пальчиковый театр, персонаж- ёжик и чётко проговариваем чистоговорку.
Ры - ры - ры - сидит ёжик у норы.
Ру - ру – ру - ёжик забежал в нору.
- «СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»
Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро используя пальчиковый театр.
Утром, присев на зелёном пригорке,
Учат сороки скороговорки. (пальчиковый театр, персонаж-сорока)
Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ежа. (пальчиковый театр, персонаж-жук)
- «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»
Учитель-логопед надевает маску медведицы. Представьте, что я мама-медведица, а вы один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попросите у меня, нойте, сердито требуйте, приказывайте. Вы сейчас говорили с разными интонациями. Как вы думаете, какая интонация понравится маме-медведице? Изобразите ее еще раз.
- Развитие слухового восприятия
Игра: «Услышишь-стой»
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.
Ход игры: Назначается запретный звук (например, [С]). Участники становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.
Учитель-логопед Толокнова Юлия Васильевна