Детский сад 82 г.Томск - «Как помочь ребенку развить связную речь»

«Как помочь ребенку развить связную речь»

Категория: Советы учителя логопеда Опубликовано: 21.11.2019

Развитие связной речи детей предполагает умение говорить развернутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения. Без этого навыка становится невозможной успешная учеба в школе.

 Развитие речи у ребенка идет только при живом общении. Телевизор, телефон, компьютер – здесь не помощники. Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно ее формирование протекает в 5-7 лет.

  1. С первых дней жизни до 1 года:

Именно речь взрослого является пусковым механизмом детской любознательности. Младенцу интересно именно то, на что взрослый обратил его внимание.

Что делать:

  • С рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком (пеленание, кормление, купание, сборы на прогулку.)
  • Называя предметы, действия, улыбайтесь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность ребенка в познании мира. Говорите с ним как можно больше и с разными интонациями.
  • Как только ребенок начинает гулить, гулите с ним, но с разной интонацией.
  • Играйте со звуковыми игрушками - это способствует развитию слуховой активности и сосредоточенности у детей
  • Вызывайте громкий смех у ребенка при помощи игр «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая».
  • Не забывайте о пальчиковых играх («Ладушки» «Здравствуй, пальчик мой») – они прекрасно подходят для развития речи и мелкой моторики рук.
  1. От 1 года до 2 лет:

Речь становится основным способом общения, постепенно вытесняя жесты и лепет. Малыш знает и понимает в 2-3 раза больше слов, чем умеет произнести.

Что делать:

  • Продолжайте общаться и говорить! (причем правильно, ведь ваша речь – образец для ребенка)
  • Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.
  • Читайте книги с картинками, просите ребенка показать то, что вы назвали или прочитали.
  • Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
  • Читайте ребенку стихи (русские народные потешки)и сказки, в которых одинаковые слова и фразы повторяются несколько раз («Курочка Ряба»«Репка»«Колобок») пусть ребенок их после нескольких прочтений повторяет вместе с вами.
  • Новые слова повторяйте многократно, быстрее и легче всего дети запоминают и повторяют слова из 1-2 слогов.
  • Составьте для ребенка альбом с фотографиями предметов домашнего обихода, игрушек и одежды, хорошо ему знакомых; а также с фото различных действий его самого («ест», идет», «спит»«сидит»). Перелистывать такой альбом можно везде, тем самым ускоряя развитие речи ребенка.
  • Учите малыша играть в простые сюжетные игры (кормим куклу, строим гараж)и озвучивать их.
  • Пальчиковые игры - продолжаем играть!
  1. С 2 до 3 лет:

Словарный запас ребенка (то, что он понимает) достигает уже 1000 слов. Малыш хочет все узнать и во всем разобраться сам. В речи есть не только слова, но и фразы. Дети говорят не только об окружающих их предметах и событиях, но и о том, что отсутствует в данный момент перед глазами. Дети учатся задавать вопросы, сравнивать предметы и явления, делать первые самостоятельные выводы. Они начинают учитывать комментарии взрослого на свою речь и поступки, понимают запрет или похвалу.

Что делать:

  • Разговаривайте и читайте с ребенком. Не жалейте времени на объяснение того, что видит или о чем спрашивает кроха.
  • На прогулке, показывая животных, птиц, дома, машины; читая книгу, показывая картинки, фото, задавайте ему вопросы«Кто это?»«Что это?»и помогите ответить правильно( «Это кот»,«Это дом»)
  • Просите ребенка рассказать, что он видит в данный момент, что делают члены его семьи, что он сам делал на прогулке…- хороший прием для развития связной речи.
  • Учите ребенка отвечать на вопрос, который начинается со слова «Где?»Ответы будут содержать простые слова «там»«тут»например«Где папа?» (он вышел на кухню) - «Папа там»«А мама где?» - «Мама тут».
  • Давайте ребенку поручения из нескольких последовательных действий, например«Возьми салфетку и вытри рот»…- это нужно для развития слухоречевой памяти и понимания речи.
  • Поощряйте ребенка выражать свое согласие словами «могу»и «буду», а несогласие – словом «нет».
  • Учите ребенка говорить слова-обобщения, например: «кошка, собака, корова – это животные, тарелка, вилка, чашка – это посуда…»
  • Продолжайте петь песенки, играть с пальчиками, читать книги!
  1. С 3 до 7 лет:

Происходят значительные изменения в речевом развитии детей: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь становится логичной, последовательной, что позволяет дошкольникам более точно излагать свои мысли, более свободно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

Что делать родителям:

  • На прогулке продолжать расширять словарь не только новыми названиями предметов, но и их деталями и частями. «Вот автомобиль, а что у него есть?»«Руль, сидения, дверцы, колеса, мотор…»«А что есть у дерева?»«Корень, ствол, ветки, листья.»
  • При рассматривании какого-либо предмета задавайте ребенку наводящие вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? Каков он на ощупь (на вкус?.» этот прием помогает при составлении описательных рассказов.
  • Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх, например«Что бывает высоким?»-«Дом, дерево, человек». «А что выше-дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Аналогичные игры: «Что бывает широким? Белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.»
  • Научиться пересказывать детям помогает «отраженный пересказ», когда взрослый начинает фразу («Жили-были дед да…», а ребенок ее заканчивает («…баба», снова взрослый(«и была у них …», ребенок («…Курочка Ряба»).
  • Далее переходите к пересказу по наводящим вопросам. Охотно дети пересказывают сюжеты любимых сказок, мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда их содержание захватывает детей эмоционально. Спрашивайте у детей по дороге из сада домой, что интересного сегодня было?
  • В детских журналах часто печатаются серии сюжетных картинок. Вырежьте их, перемешайте, попросите ребенка правильно разложить и рассказать, что получилось.
  • Предложите ребенку стать «ведущим ТВ-шоу», дайте ему в руки «микрофон»и попросите взять интервью у всех членов семьи. Перед интервью подскажите нужные вопросы, например«Какой у тебя любимый фильм? Что ты любил есть в детстве?.»
  • «Расскажи мне небылицу»по 2 любым предметным картинкам или игрушкам – этот прием хорошо развивает фантазию и связную речь.
  • Перед сном читайте детям книги с уговором, что во сне им приснится новый конец прочитанной истории, который дети поутру вам расскажут.

Учитель-логопед: Завьялова Т.Я.

Яндекс.Метрика