Подвижные игры как средство повышения двигательной активности
Колесова О.Ю., старший воспитатель
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира. Однако здоровье – явление самостоятельное и многоаспектное. Каждый человек здоров условно, и каждый может быть здоровым в определенных условиях. В настоящее время в ДОУ уделяется большое внимание здлоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Физкультура и спорт полезны для здоровья – об этом знают все. И о том, что движения необходимы для физического и психического развития ребенка, говорится во всех книгах о воспитании детей.
По последним медицинским данным, двигательный режим в ДОУ позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность, особенно в период роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется тренировкой систем кровообращения и дыхания – одна из причин ухудшения здоровья дошкольников. Наиболее ценным в решении этой проблемы представляются игровые формы организации двигательной активности детей на свежем воздухе.
В практике детского сада широко используются ролевые, строительные, подвижные и другие игры. Хочется остановиться на одном из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья – подвижных играх.
Подвижная игра – это эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей, играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности. Они проводятся во все отрезки пребывания ребенка в детском саду: в группе, на занятиях по физической культуре, музыкальном занятии, а также на прогулках. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), воспитывают эстетику, трудовые навыки, а самое главное, имеют большое оздоровительное значение. Выбор той или иной игры зависит не только от ее содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного состояния его участников. Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры – короче, степень нагрузки меньше, участие педагога – активнее. Активное, заинтересованное участие взрослого в игре доставляет малышам большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действие. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с ними. Игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными ролью и правилами. В других сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания. В третьих - сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений.
При отборе игр, способствующих физическому воспитанию дошкольников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей. От него зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий. Все игры дошкольников, построенные на движении, можно разделить на 2 большие группы: подвижные с правилами и спортивные.
Подвижные с правилами – это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить:
- сюжетные («У медведя во бору», «Гуси – лебеди»). Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающем мире, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птицах;
- бессюжетные («Ловишки», «Салки»). Такие игры очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников;
- игровые упражнения («По мостику», «Через ручеек»). В них отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей;
- игры-забавы (физкультурные праздники, досуги). Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнований (пробежать в мешке или с ложкой и лежащим в ней шариком в руках; ударить по мячу с закрытыми глазами и т.п.).
- к спортивным играм относятся городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис. В работе с дошкольниками их применяют с упрощенными правилами.
Методика проведения подвижных игр
Подбор игр зависит от состава и общего состояния группы, времени года, погоды, имеющегося оборудования. Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих.
Подвижные игры нужно проводить с детьми ежедневно: в утренние часы (до завтрака), перед и между занятиями, на утренней и вечерней прогулке.